Про100 музей. Авторы

В наших фондах хранятся картины как каменских художников, так и авторов из других уголков Советского Союза. На выставке «Про100 Музей» представлены некоторые из них.

Георги Баев. Пейзаж в синем. 1979. Холст, масло. 82,0х93,0

Георги Баев. Пейзаж в синем. 1979. Холст, масло. 82,0х93,0

Георги Баев, (Георгий Димитров Баев, 1924-2007) родился в Бургасе, Болгария. Окончил Художественную академию в Софии по специальности «живопись», в классе академика Илии Петрова и профессора Дечко Узунова.

До 1960 года работал в основном как художник-график и сценограф в кукольном театре Бургаса. Первое свое международное признание получил в 1957 году на VІ-ом Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве. Далее следуют десятки выставок в Болгарии и за рубежом, членство в Союзе Болгарских Художников, избрание почетным членом и членом-корреспондентом Австрийского объединения художников «Кюнстлер хаус», Японской ассоциации художников «Ника-кай». В 1986 г. Баев получил награду Венской академии искусств. Представлен в 34-томном «Словаре искусства» лондонского издательства «Макмиллан».

Его картины хранятся в частных и музейных коллекциях в России, Болгарии и других европейских стран, США. В Бургасе открыта галерея-музей «Георги Баев».

Владимир Белов. Гарнитур: серьги, кольцо, кулон. 1992. Хризопраз, мельхиор, скань, зернь.

Белов Владимир Сергеевич (1954) – уроженец Каменска-Уральского. До службы в армии и после работал на Уральском алюминиевом заводе в глиноземном цехе электриком. С 1972 по 1975 гг. служил на корабле Черноморского флота, РТС. В 1981 году окончил Свердловский геологический институт, геолого-разведывательный факультет. Работал в Каменске-Уральском на Уралтисиз, в Бюро экологического проектирования.

В 2009 году уехал в Оренбург по конкурсу на замещение вакантной должности начальника управления по охране окружающей среды. С этого же года назначен заместителем министра природных ресурсов Оренбургской области. Проработал в должности по 2019 год. За это время создал контрольный орган при министерстве ГБУ «Экологическая служба Оренбургской области», создана мощная лаборатория на три города Бузулук-Орск-Оренбург. С 2019 года началась работа в Оренбургском федеральном исследовательском центре Уральского отделения Российской академии наук, где и работает по сей день научным сотрудником, занимаясь геологодинамикой, структурной геологией, сейсмикой, тектоникой. Пишет статьи, печатается в научных журналах.

Собрал большую коллекцию минералов. Вспоминает, как находил пьезокварц и даже топаз с волосатиком на бывшем карьере Уралкварцсамоцвета в поселке Цветной. Свои ювелирные изделия и минералы дарил краеведческому музею, музею Шевалева, с которым автор состоял в дружбе.

Пётр Бортнов. Портрет Ермака. 1975. Холст, масло. 100,0х85,5

Пётр Бортнов. Портрет Ермака. 1975. Холст, масло. 100,0х85,5

Пётр Степанович Бортнов (1918-2013) родился в п. Нижняя Салда, ныне город Свердловской области. После окончания семилетки учился в ФЗО, с 1936 года работал в паровозном депо Нижнесалдинского завода. В 1938 году призван в армию, служил на Сахалине и Курильских островах в погранвойсках до 1945, участвовал в боевых действиях по освобождению от японских захватчиков южной части о. Сахалин и Курильских островов. Награждён медалью «За победу над Японией», орденом Отечественной войны 2-й степени. В 1946 году комиссован из армии со 2-й группой инвалидности.

Демобилизовавшись из армии, некоторое время работал воспитателем в ремесленном училище. В 1947-50 гг. учился на живописно-педагогическом отделении Нижнетагильского художественно-промышленного училища у О.Э. Бернгардта, М.А. Кичигина. С 1949 года участник выставок (городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных и персональных).

В 1950-57 гг. преподавал в Нижнетагильском художественно-промышленном училище. Член Союза художников (1960). Являлся одним из организаторов мастерских Художественного фонда в Нижнем Тагиле.

Член Художественного совета Свердловского отделения Союза художников РСФСР (1956-72). Неоднократно избирался членом Правления и Президиума Свердловской организации Союза художников РСФСР. Делегат 4-х Всесоюзных и Всероссийских съездов художников.

Уже в начале своего творческого пути специализировался на исторической тематике. Его произведения отличает чёткий реалистический почерк, высокая культура живописи, хороший рисунок. Колористические решения отмечены сдержанностью, согласованностью тонов. В последние годы много работал над пейзажем. Каждое лето он жил в своей летней мастерской в Нижней Салде. Среди многих красот и живописных уголков его более притягивала скромная красота родного края. Создал более 1000 полотен.

Заслуженный художник РСФСР. Почётный гражданин Нижнего Тагила и Нижней Салды. Жил и работал в Нижнем Тагиле. Его картины находятся в Центральном музее Армии, Государственной Третьяковской галерее, в музее трудовой славы г. Джезказгана, во многих музеях Среднего Урала, в культурных центрах, а также в частных коллекциях в России и за рубежом.

Александр Бурак. Река Исеть в Каменске-Уральском. 1976. Холст, масло. 60,0х110,0

Александр Бурак. На вершине горы. 1980. Холст, масло. 69,0х108,5 см

Александр Филиппович Бурак (1921-1997) родился в 1921 году в д. Ефремовка в Сибири. Учился на архитектурном факультете Сибирского строительного института им. В. В. Куйбышева (г. Новосибирск), параллельно работая художником-мультипликатором на Новосибирской студии научно-популярных фильмов. В 1944 г. А. Бурака назначили главным художником цветного документального фильма «Нетронутый Урал» и командировали для работы в г. Свердловск. На Урале А. Бурак познакомился с И. К. Слюсаревым, В. С. Зиновым и другими известными свердловскими художниками. Опытные пейзажисты стали его первыми учителями в живописи с натуры. Фильм «Нетронутый Урал» не был снят, но спустя почти 10 лет А. Бурак написал эпическое полотно под тем же названием.

Переехав в 1946 г. в Свердловск, А. Бурак работал в проектном институте, но всё свободное время посвящал живописи, этюдам. В 1951 году стал членом Союза художников СССР, с 1964 года заслуженный художник РСФСР. В 1968-1989 годы заведовал кафедрой рисунка, живописи и скульптуры Свердловского архитектурного института.

Всего Александр Филиппович Бурак написал более трех тысяч работ. Помимо пейзажей, запечатлел многие крупные стройки Урала советских времен. Создавал эпические, лирические и индустриальные пейзажи. Произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, других музеях и частных коллекциях.

Леонид Ваврженчик. Вставай, поднимайся, рабочий народ! Бумага, линогравюра. 1975. 40,0х60,0

Леонид Ваврженчик. Тыл–фронт. Бумага, линогравюра. 1975. 56,0х73,0

Леонид Казимирович Ваврженчик (1942-2022) родился в селе Константиновка Чкаловского района Кокчетавской области. В 1965 окончил художественно-графический факультет Нижне-тагильского педагогического института, где с 1967 по 1971 преподавал. Работал художником-живописцем в Нижнетагильских художественных мастерских. Является автором нескольких монументальных росписей.

Леонид Казимирович Ваврженчик с 1971 по 1996 годы работал как художник-живописец Нижнетагильских художественно-промышленных мастерских Художе-ственного фонда РСФСР. Он активно участвовал в творческих дачах и именно на творческой даче «Челюскинской» впервые попробовал технику офорта, которая основательно и надолго вошла в его творческий потенциал. Леонид Ваврженчик – первый автор в Нижнем Тагиле, работавший в этой технике.

Художник создал графические серии об индустриальном городе и его жителях, о встречах в путешествии по Северу, величии природы и трудового подвига, о своих воспоминаниях. Кроме того, Леонид Казимирович – автор монументальных росписей в НижнемТагиле и Екатеринбурге («Спорт» и «Черепановы» на железнодорожном вокзале).

Член Союза художников России с 1974. Работал в области оригинальной и печатной графики, монументальной и станковой живописи. Участник областных региональных всероссийских, всесоюзных и международных выставок. Произведения в коллекциях: Нижнетагильский МИИ, Екатеринбургский МИИ, Ирбитский ГМИИ, Магнитогорская ХГ, Московский Художественный фонд России, Музейно-выставочный НТМК.

Сергей Галамага. Портрет В.П. Шевалева. 1992. Холст, масло. 80,0х59,5

Сергей Галамага. Портрет В.П. Шевалева. 1992. Холст, масло. 80,0х59,5

Сергей Николаевич Галамага (1954) родился и вырос в Каменске-Уральском. Начал заниматься творчеством с одиннадцати лет под влиянием старшего брата Александра – известного в Свердловске художника-абстракциониста. В 1974 году окончил курсы художников-оформителей в Свердловске. В 1984 году окончил Строительный техникум. С 1987 по 1993 года учился на факультете станковой живописи Заочного народного университета искусств в Москве.

«Когда Сергей Галамага пишет пейзаж или натюрморт, он настолько внимателен к природе, расположен к ней и открыт душой, что в состоянии услышать все её голоса, заметить все её эмоциональные движения.

Портрет – еще одна зона пристального внимания художника. И не только внешнее сходство волнует художника, но он обязательно стремиться проникнуть в человека, настроиться на волну его переживаний. Не случайно С. Галамага получил заказ Администрации города на создание портретов почетных граждан Каменска-Уральского.

Сергей Галамага творчески активен. Начав выставляться в 1977 году на очередной ежегодной городской художественной выставке, Сергей Николаевич не пропускает с тех пор ни одной. Работы Сергея Галамаги находятся в художественном фонде Каменск-Уральского краеведческого музея и во многих частных коллекциях» (Ирина Глазунова).

Михаил Дистергефт. Зеленые камни. 1975. Бумага, гуашь. 55,0х70,0

Михаил Дистергефт. А. П. Карпинский. 1979. Бумага, линогравюра. 59,0х46,0

Михаил Дистергефт. А. П. Карпинский. 1979. Бумага, линогравюра. 59,0х46,0

Михаил Васильевич (Вильгельмович) Дистергефт (1921, с. Савелово Тверской губернии – 2005, г. Ораниенбург, ФРГ), художник, член Союза художников СССР. Работал в области пейзажа, тематической картины, исторического портрета, монументальной живописи, графики.

Учился в Доме художественного воспитания детей в Ленинграде, с 1939 – в студии профессора А. Р. Эберлинга, в художественной студии про-фессора, ректора Ленинградской Академии художеств (АХ) А.Д. Зайцева, в студии Дворца культуры им. М. Горького.

Со второго курса Академии художеств весной 1941 г. призван в ряды РККА. С начала войны – в действующей армии, артиллерист-зенитчик. В 1941 участвовал в обороне Москвы. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», юбилейными медалями. Отозван в тыл как немец по приказу командования. С октября 1941 служил в стройбате № 687, сначала в Горьком, затем на строительстве Уральского алюминиевого завода в Каменске-Уральском. Осенью 1942 мобилизован в г. Карпинск на Богословские угольные копи. Работал слесарем, пожарным, выбор-щиком породы, затем художником. В 1948 переведен на спецпоселение. В 1951 Дистергефт был переведен на спецучет в Нижний Тагил и поступил на пятый курс художественного училища. В 1952 экстерном окончил Нижнетагильское художественно-промышленное училище, получил диплом художника-педагога. В 1952-1962 преподавал в худо-жественной студии ДК НТМК. Освобожден от спецпоселения в 1956. Реабилитирован в 1992.

В 1961–1991 Дистергефт работал в Нижнетагильских Художественно-промышленных мастерских худфонда РСФСР. В 1970-80-е трудился над созданием экспозиций музеев, монументальными росписями. В 1960–1970-е – председатель, член Художественного Совета при Ниж-нетагильских ХПМ ХФ. В 1963–1966 – главный художник г. Нижний Тагил. В 1970–1980-е был членом градостроительного Совета города. В 1960 Дистергефт перешел на работу в мастерские художественного фонда РСФСР при Союзе художников. В 1967 был принят в Союз ху-дожников СССР. Лауреатом премии ЦК ВЛКСМ, премии издательства «Правда», отмечен премией губернатора Свердловской области в номинации «Изобразительное искусство».

С 1954 Михаил Васильевич участвовал во многих выставках в России и за рубежом. В 2000 имя художника включено во «Всемирный лексикон художников», изданный в Германии. Произведения Михаила Дистергефта хранятся в Нижнетагильском МИИ, Екатеринбургском МИИ, Ирбитском ГМИИ, музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Караганды, Серова, Риги, Магнитогорска.

Андрей Дубровин. Гарнитур: кольцо, серьги. 1992. Цветочный агат (Казахстан), перламутр, мельхиор, скань, зернь, чернь.

Андрей Алексеевич Дубровин (1964), г. Каменск-Уральский. Не имеет специального образования. Самоучка. Опыт перенимал от Тюрина О. В.

Ростислав Задорин. Портрет Я. Е. Овсянникова. 1975. Холст, масло. 70,5х60,5

Ростислав Задорин. Портрет Я. Е. Овсянникова. 1975. Холст, масло. 70,5х60,5

Портрет знaмeнocцa полка «Красные орлы» Якoвa Oвcянникoвa был написан для музейной экспозиции.

Ростислав Михайлович Задорин (1918-1979). Советский художник, монументалист. Член Союза художников России.

Родился в селе Крутихинское Свердловской области. В 1936-1937 годах жил и работал в Казани, с 1942 года в Нижнем Тагиле. Учился в Татарском техникуме искусств в Казани, затем в перевёлся в Свердловское художественное училище. Ушел в армию добровольцем в 1941 году. Служил разведчиком в особом стрелковом батальоне: военный путь будущий художник начал под Москвой, затем в составе Ржевских наступательных операций оказался на Калининском фронте. В 1942 году был тяжело ранен, демобилизован. Награждён орденами великой отечественной войны II степени, Красной Звезды, медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945».

В 1942-1954 годах работал художником-оформителем в кинотеатре и на Нижнетагильском металлургическом комбинате. С 1955 года в Нижнетагильских художественно-промышленных мастерских ХФ. Участник выставок с 1951 года. Произведения хранятся в Нижнетагильском музее изобразительных искусств.

Олег Камерлохер. Вольному – воля. 1983-84. Холст, масло. 100,0х121,0

Олег Камерлохер. Вольному – воля. 1983-84. Холст, масло. 100,0х121,0

Олег Петрович Камерлохер (1953) родился в Каменске-Уральском. Окончил Заочный народный университет искусств им. Н.К. Крупской и факультет графики Национальной академии современных технологий в Москве. Лауреат городской премии «Браво» 2003 года в номинации «Мастер», работал главным художником ОАО «КУМЗ». Автор ледяных композиций новогодних городков Каменск-Уральского металлургического завода. Новогодние городки «КУМЗ» по его дизайнерским проектам признавались городской конкурсной комиссией лучшими 22 раза. С 2015 года преподаёт в Центре дополнительного образования рисунок и живопись.

Лаврентий Касоев. Подсолнухи. 1975. Холст, масло. 111,0х96,0

Лаврентий Касоев. Подсолнухи. 1975. Холст, масло. 111,0х96,0

Лаврентий Павлович Касоев (1948-2020) родился в Юго-Осетинской автономной области ГССР. С 1966 по 1977 г. учился в Цхинвальском художественном училище им. М. С. Туганова. В 1979 году окончил Тбилисскую государственную академию художеств, мастерскую народного художника СССР У.М. Джапаридзе. С 1979 года член Союза художников СССР. В 1991 г. в Южной Осетии Касоев основал Государственный лицей искусств им. А. Колиева.

В 1999 г. Лаврентию Павловичу было присвоено почетное звание «Заслуженный художник Южной Осетии», а в 2001 г. он был удостоен почетного звания «Народный художник Южной Осетии». За заслуги в области педагогической деятельности ему в 2011 г. было присвоено почетное звание «Заслуженный учитель Республики Южная Осетия», а в 2017 г. Лаврентий Касоев был удостоен почетного звания «Народный учитель РЮО». Выставки его работ с большим успехом проходили не только в Южной и Северной Осетии, но и в России и Западной Европе: Франции, Бельгии, Италии, Венгрии, Голландии.

Спартак Киприн. Даешь смычку Урал-Кузбас! 1975. Бумага, линогравюра. 45,0х66,0

Спартак Киприн. Водный стадион КУМЗа. 1976. Бумага, линогравюра. 54,0х47,0

Спартак Киприн. Каменский железный завод. 1976. Бумага, линогравюра. 53,5х49,5

Спартак Семёнович Киприн (1930-1986). Советский художник, график, иллюстратор. Член Союза художников СССР.

Родился в деревне Сунгурово Тюменской области. Окончил Свердловское художественное училище, затем Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Преподавал в Свердловском художественном училище, в Свердловском архитектурном институте. В 1965-1978 возглавлял секцию графики Свердловской организации СХ СССР, в 1981-1986 – заместитель председателя правления Свердловской организации СХ СССР. С 1958 сотрудничал с уральскими книжными издательствами. В 1960-е создал образ знаменитого журнала «Уральский следопыт».

Участник всесоюзных, зональных, республиканских, международных выставок. Лауреат премии Ленинского комсомола Среднего Урала. В 1986 году был представлен на звание «Заслуженный художник РФ», но умер за месяц до утверждения.

Александр Клепалов. За деревенской околицей. 1976. Дерево, резьба. 38,0х71,0х72,0

Композиция приобретена музеем в 2010 году.

Александр Иванович Клепалов (1929-2018, Каменск-Уральский). Работал модельщиком на «Вагранке». Увлекался резьбой по дереву. Неоднократно участвовал в городских выставках. Лауреат Городской премии «Браво» в номинации «Народные промыслы и ремесла» (2001).

Борис Кондрашин. Флаговые кедры. 1970. Холст, масло. 120,0х90,0

Борис Кондрашин. Флаговые кедры. 1970. Холст, масло. 120,0х90,0

Борис Васильевич Кондрашин (1923-1994, Екатеринбург). Советский художник-соцреалист, член Союза художников СССР с 1960 года. В 1938 году поступил в Свердловское художественное училище имени Шадра, но война прервала обучение. После окончания авиационной школы механиков в октябре 1941 года уходит на фронт. С 1943 года находился в авиационных частях, в полку штурмовой авиации, освобождая западные рубежи страны (участвовал в боях за освобождение Белоруссии и Прибалтики), дошёл до Польши и Германии, участвовал в боях за освобождение Кенигсберга, за что был награждён медалью «За взятие Кенигсберга». Награждён Орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945».

Занятия живописью удалось возобновить только в 1948 году после демобилизации, продолжив обучение в художественном училище. В 1950 году поступает в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова.

В 1956 году, после окончания института, начинает творческую деятельность, сочетая её с педагогической работой в Свердловском архитектурном институте: был заведующим кафедры живописи в институте 20 лет. Работы Кондрашина хранятся в Художественном фонде Российской Федерации, в Научно-исследовательском музее Российской академии художеств, в Екатеринбургском МИИ, Ирбитском ГМИИ, Нижне-Тагильском МИИ, а также в галереях Москвы, США, Франции, Германии и Тайваня.

Нина Костина. Поле. Октябрь. 1983. Оргалит, темпера. 85,0х160,0

Нина Костина. Свадьба Сабуры. 1985. Холст, масло. 80,0х100,0

Нина Васильевна Костина (1934-2021). Член Союза художников СССР (с 1965 года). Почётный член РАХ (2014). Заслуженный художник Российской Федерации (1992).

В 1955 году закончила Свердловское художественное училище. С 1956 по 1961 год обучалась в Московском художественном институте имени В. И. Сурикова. С 1969 года преподавала в Уральском государственном архитектурно-художественном университете, с 1988 года — заведовала кафедрой живописи (в последующем кафедра монументально-декоративного искусства), с 1993 года — профессор.

Костина являлась участницей многочисленных художественных выставок, в том числе республиканских, всесоюзных, зарубежных и персональных. Художественные произведения Н. В. Костиной находятся в музеях и частных коллекциях России, а также в США, Франции Индии, Китае и Японии.

Валерий Ласкаржевский. Воспоминания о школьных годах. 1983. Холст, масло. 140,0х180,0

Валерий Ласкаржевский. Воспоминания о школьных годах. 1983. Холст, масло. 140,0х180,0

Валерий Цезаревич Ласкаржевский (1947) – советский художник, живописец. Член СХ СССР (1973). Родился, жил и работал в Киеве. Окончил Киевскую художественную среднюю школу, затем Московское Высшее художественно-промышленное училище (Строгановское), отделение монументально-декоративной живописи.

В 1970-х в творчестве художника преобладают камерные мотивы (натюрморты, интерьеры, портреты близких), а также картины-размышления о современной жизни и истории. В произведениях конца 1980-х появляются новые сюжеты и интонации: экология, политическая сатира. Работы хранятся в Тульском музее изобразительных искусств, Луганском областном художественном музее и др. российских собраниях.

Павел Малиновский. Михайловские кружевницы. Триптих. Левая часть. 1978. Холст, масло. 120,0х150,0

Павел Малиновский. Михайловские кружевницы. Триптих. Правая часть. 1978. Холст, масло. 120,0х150,0

Малиновский Павел Борисович (1946) — советский российский художник. Живописец. Член Союза художников СССР. Живёт и работает в Москве.

Произведения: Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Музей изобразительных искусств Кузбасса, Белгородский музей изобразительных искусств.

Владимир Маркин. Портрет В.Ф. Головина. 1975. Холст, масло. 71,0х60,0

Портрет одного из командиров полка «Красные орлы» Василия Фёдоровича Головина был написан для музейной экспозиции. С 1917 Головин возглавлял штаб красной гвардии на Каменском заводе.

Владимир Вениаминович Маркин (1930-1982) родился в Нижнем Тагиле. В 1945-50 гг. учился в Уральском художественно-промышленном училище (г. Нижний Тагил), у А.М.Митрофанова, О.Э.Бернгарда, М.А.Кичигина, В.Г.Патко, В.В.Крюкова.

В 1951-52 гг. преподавал в Уральском художественно-промышленном училище. Работал художником-живописцем с основания в 1955 в Нижнетагильских Художественно-промышленные мастерских Художественного фонда  РСФСР. Участник выставок с 1950-х гг. Работал преимущественно в области тематической картины. Автор ряда портретов известных людей, в том числе — Д.Н.Мамина-Сибиряка. В 1961-64 гг. преподавал на художественно-графическом факультете Нижнетагильского педагогического института. Член Союза художников РСФСР (1970). Жил и работал в Нижнем Тагиле.

Его произведения находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Нижнетагильском государственном музее изобразительных искусств, других музеях Урала, Сибири и Дальнего Востока, в частных коллекциях России и зарубежья.

Геннадий Мосин. Каменные ворота. 1976. Холст, масло. 80,0х115,0

Геннадий Мосин. Каменные ворота. 1976. Холст, масло. 80,0х115,0

Геннадий Сидорович Мосин (1930-1982) родился в с. Каменно-Озёрском Свердловской области в крестьянской семье. С 1931 года проживал с матерью в городе Берёзовском. В 1946 поступил в Свердловское художественное училище. В 1951 г. — на живописное отделение Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

С 1960 года художник с семьей жил в Свердловске. Член Союза художников СССР (с 1961 года). В 60-е годы Г. Мосин становится заметным представителем «сурового стиля». В 1960-е годы рождается творческий союз Геннадия Мосина и Миши Брусиловского, подружившихся ещё в институте. Плод их союза — гигантское полотно «1918-й», а так же мозаика на здании администрации города Каменска-Уральского. С 1972 по 1979 годы исполнил для Средне-Уральского книжного издательства 6 книг, в том числе сказ Павла Бажова «Серебряное копытце», а также сборник «Малахитовая шкатулка» (25 сказов), итоговая работа на бажовскую тему, опубликованная в свет в 1983 году, уже после смерти художника. Преподавал живопись в Свердловском художественном училище с 1975 по 1979 годы.

Участник всероссийских и международных выставок. Персональные выставки в Свердловске и в Москве. С 1981 Заслуженный художник РСФСР. Работы Геннадия Мосина находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Нижнетагильском музее изобразительных искусств, Пермской государственной художественной галерее, Челябинском государственном музее изобразительных искусств, Волгоградском музее изобразительных искусств имени И. И. Машкова и других музеях.

Валентин Новиченко. Вишера. 1983. Бумага, офорт, резец, высокая печать. 55,0х45,0

Валентин Новиченко. На Каме. 1983. Бумага, офорт, резец, высокая печать. 45,5х51,0

Новиченко Валентин Алексеевич (1927-2010) родился на Украине, в семье рабочего. В 1933 году в Сталинграде впервые увидел картины маслом, этюды Волги. С 1953 и по 1960 работал на «Уралхиммаше» художником-оформителем. С 1953 года начал самостоятельно осваивать технику гравюры, тогда же познакомился с Б. В. Павловским и М. В. Материным (профессор Художественного института, Москва). Окончил Свердловское художественное училище (1961). Работал в редакции газеты «Советское Зауралье» и в Свердловской киностудии (1961-1963). В 1959—1960 гг. выполнил 50 гравюр для издательства «Памятники и памятные места Свердловска». В 1972 году окончил факультет эстетики при Университете марксизма-ленинизма.

Член Союза художников СССР. Участник художественных выставок. Среди направлений его творчества — живопись, гравюра, рисунок, акварель, монотипия, акватипия, а также полиштрихография – живопись по металлу, изобретенная им самим. Основной жанр творчества – индустриальный пейзаж. Работы находятся в Картинной галерее г. Красноармейска, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Ирбитском музее изобразительных искусств, Курганском областном художественном музее, других музеях Урала и Сибири, Государственном музейно-выставочном центре «РОСИЗО», в частных коллекциях России и зарубежья.

Иван Паздников. Традиционный натюрморт. 1981. Холст, масло. 74,0х81,0

Иван Васильевич Паздников (1948) родился в деревне Заводчик Артинского района Свердловской области. В 1971 году окончил Нижнетагильский педагогический институт художественно-графический факультет. Служил в армии. Преподавал в Красноуфимсом педагогическом училище живопись и станковую композицию. С 1976 года живет в городе Каменске- Уральском. Работает в Детской художественной школе № 1, которую 26 лет возглавлял, одновременно преподавал рисунок, живопись, станковую и прикладную композицию, руководил выставочной деятельностью.

Много лет озглавлял Каменск-Уральское территориальное методическое отделение ДХШ и ДШИ, в состав которого входят школы города и района. Выставочная деятельность: выбор работ, их оформление, создание экспозиции, — еще одно главное дело Ивана Васильевича Паздникова. За 30 лет более 400 выставок устроено им на выставочных площадках города и области. Поэт, гармонист.

За заслуги в области культуры, за пропаганду детского творчества Иван Васильевич награжден многочисленными грамотами Главы города Каменска-Уральского, Городского управления культуры. Министерства культуры Свердловской области. В 1996 году ему было присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

«Его живопись отличает сдержанная и ограниченная цветовая палитра. Такие характерные для суровой уральской живописи охристые, земляные, серо-зеленые краски. Игра на оттенках, на полутонах. Лаконичная композиция и минимум деталей заставляют зрителей всматриваться, погружаться в картину» (Ирина Глазунова).

Владимир Пермяков. Заводской художник. Автопортрет. 1975. Оргалит, масло. 75,5х55,5

Владимир Пермяков. Катя–лейтенант. Триптих. Центральная часть. 1975. Холст, масло. 135,0х150,0

Владимир Пермяков. Портрет железнодорожника (машиниста депо ст. Каменск-Уральский   В. Хороших). 1973. Оргалит, масло. 115,0х95,0

Владимир Владимирович Пермяков (1925-2002) в Каменске-Уральском проживал с 1930 года. Во время Великой Отечественной войны Владимир Владимирович работал на Синарском трубном заводе, вытачивал гильзы для снарядов, оформлял плакаты. В конце войны был призван в Советскую Армию в войсковую контрразведку. После войны работал в музее-усадьбе Льва Толстого в Ясной Поляне. Затем три года проучился в Москве в художественном училище им. 1905 года, работал в Тульском музее.

В 1950 году Владимир Владимирович вернулся в Каменск-Уральский. В 1946 году он впервые участвовал в областной выставке народного изобразительного искусства в г. Свердловске, в 1948 году – во Всесоюзной выставке самодеятельных художников в Москве.  С 1962 году он – постоянный участник традиционных художественных городских выставок. Любовь к Родине, ее истории, героизм, преодоление себя, высшее напряжение в критической ситуации – вот темы творчества Владимира Пермякова. Отсюда – крупные формы, монументализм его живописных произведений: «Я вернусь, мама», «Катя-лейтенант», «Подвиг Григория Кунавина», «Таисия Полухина», полиптих «Освенцим-Бжезинка».

Пермяков В.В. не менее известен и как скульптор, им создано 15 мемориальных плит и 7 памятников. По его проектам и при его активном участии в городе появились  памятники героям Советского Союза Г.П. Кунавину и И.А. Абрамову (1965,1968), памятник железнодорожникам (1972), мемориал синарским трубникам  (1966,1975). Самым значительным стал монумент «Пушка-памятник мастерам пушкарям Каменского казенного чугунолитейного завода” (1967). Этот монумент стал символом Каменска-Уральского. Он занесен во Всесоюзный реестр памятников русскому оружию.

Владимир Владимирович награждён в 1945 году медалью «За победу над Германией”, в 1966 году — медалью «20 лет Победы”, в 1995 году  медалью «50 лет Победы”.

Николай Петров. Натюрморт. Овощи. Без даты. Холст, масло. 61,0х86,0

Николай Алексеевич Петров (1921-?). Советский живописец. Писал жанровые картины, портреты, натюрморты. пейзажи. Член Союза художников СССР.

Род. в деревне Анисимцево Комсомольского района Ивановской области. Участник Великой Отечественной войны. Окончил Свердловское художественное училище и искусствоведческое отделение УрГУ в 1961. Оформлял экспозиции Каменск-Уральского краеведческого музея. Жил и работал в Свердловске-Екатеринбурге до конца жизни (после 2011).

Участник городских, областных, региональных, республиканских выставок.

Евгений Пинаев. Севастополь. Корабельная сторона. 1981. Оргалит, масло, темпера. 100,0х150,0

Евгений Иванович Пинаев (1933-2016) – прозаик, член Союза российских писателей, лауреат Всероссийской премии имени Д.Н. Мамина-Сибиряка, Международной детской литературной премии имени В. П. Крапивина, литературной премии Уральского федерального округа. Член Союза художников.

Родился в селе Володарском Айыртауского района Карагандинской области (ныне –  Северо-Казахстанская область Казахстана). В 16 лет поступил в Свердловское художественное ремесленное училище № 42, которое так и не окончил. После окончания Молдавского республиканского художественного училища он поступил в художественный институт имени В.И. Суриковав Москве, но после первого курса ушел в матросы Министерства рыбной промышленности. За 5 лет, за которые вырос от простого матроса рыболовецкого судна до боцмана гребного парусного судна «Меридиан». В это время начал активно занимался живописью. На морских полотнах – Куба, Африка, Англия, Арктика, Америка, океан, парусники и пароходы. Проработал месяц в мастерских художественного фонда РСФСР в г. Калининграде, и снова в море – на этот раз на паруснике «Крузенштерн». Через 2 года он снова вернулся к живописи, уехав на Урал, в Свердловск.

Почётный командор детского отряда «Каравелла». Его кистью были оформлены многие стены в помещении отряда. Работал художественным редактором жарнала «Уральский следопыт».  Публиковал повести и рассказы в журналах «Урал», «Уральский следопыт» и сборниках. Последние годы жизни жил в уральском посёлке Калиново на озере Таватуй.

Николай Пинигин. У Исети. Токаревка. 1988. Холст, масло. 70,0х100,0

Николай Пинигин. Старый Каменск. 1990. Оргалит, масло. 61,0х92,0

Николай Алексеевич Пинигин (1933-2018) родился 25 июля 1933 года в деревне Медвежка Омутинского района Тюменской области. В 1950 году работал на фабрике «Уралобувь», в 1951 – слесарем на заводе.

В 1951 году поступил на дневное отделение Свердловского художественного училища. Все пять лет, помимо учебы работал на различных временных работах: преподавателем черчения в свердловской Школе рабочей молодежи и в Свердловском трамвайно-троллейбусном управлении. После окончания в 1956 году училища полгода работал художником-ретушером в Улан-Удэ в газете «Бурят-монгольский комсомолец».

С 1951 по 1959 год был художником-оформителем на Режевском никелевом заводе. В 1958 переехал в Каменск-Уральский, где работал художником на различных предприятиях и учреждениях: преподавателем черчения в училище, художником на Красногорской ТЭЦ.

В 1960 году поступил на заочное отделение в Нижне-Тагильский пединститут на художественно-графическое отделение, который окончил в 1965 году. Одновременно в 1962-1963 годах преподавал рисование и черчение в средней школе № 20, а с 1963 по 1966 год работал художником на УАЗе. С 1966 по 1971 год, выиграв конкурс, работал ассистентом кафедры графики начертательной геометрии УПИ. С 1971 года трудился на различных предприятиях города заводским художником-оформителем, в том числе на Электромеханическом заводе, откуда ушел на пенсию.

С 1959 года принимал участие в ежегодных городских художественных выставках. Во время отпусков уезжал на этюды в различные места СССР.

Владимир Поспелов. Шкатулка «Сказка». 1977. Дерево, береста, резьба. 21,0х17,5х6,0

Владимир Федорович Поспелов (1947-1994) — профессиональный художник, народный мастер, ювелир, уральский умелец, член Союза художников СССР.

В 1971 году окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского художественно-педагогического института. В первые годы работы в городе Березовском руководил кружком «Умелые руки» в Доме пионеров, преподавал в ДШИ № 1. Именно здесь заинтересовался берестой как материалом. На основе народных мотивов он создавал свои работы: шкатулки, украшения. Его работы отличались оригинальностью и большим художественным вкусом.

С 1974 по 1978 годы преподавал в Свердловском архитектурном институте на кафедре художественной обработки материалов и скульптуры. В октябре 1978 года Поспелов переехал на постоянное место жительства в Каменск-Уральский, где учил детей рисованию в детской художественной школе № 2, а с 1980 года – в ДХШ № 1.

После возвращения в город Березовский в 1985 году также работал преподавателем в детской художественной школе. Многие годы, начиная с 1969, иллюстрировал литературные странички газеты «Березовский рабочий», писал заметки о деревянной архитектуре города и поселков, изделиях березовских кузнецов. Последние годы жизни провел в пос. Старопышминск.

Анатолий Протасов. Портрет художника Ю. И. Дойникова. 1970-е. Холст, масло. 100,0х88,0

Анатолий Александрович Протасов (1952) родился в Каменске-Уральском в семье художника Александра Протасова. Занимался в изостудии ДК УАЗа у Анатолия Семёновича Малышева. Окончил школу № 28, затем Свердловское художественное училище (отделение промышленной графики) в 1973 году. Работал художником оформителем на Уральском алюминиевом заводе.

Моделью для портрета стал художник Юрий Дойников (1946-1979), который вместе с автором посещал изостудию. Юрий Дойников окончил художественно-графический факультет Нижнетагильского художественно-педагогического института. Работал художником оформителем на КУМЗе и УАЗе.

Людмила Сгибнева. Октябрята. 1976. Холст, масло. 92,0х120,0

Людмила Михайловна Сгибнева (1934) – советский живописец, график, преподаватель. Член Союза художников СССР 1967 года. Заслуженный художник Российской Федерации (2003).

Родилась Ленинграде, в семье артистов. окончила Ленинградское художественное училище им. В.Серова (Таврическом), затем Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им, И.Е.Репина (мастерская профессора И.А.Серебряного). В 1962 г. приехала в Свердловск. Несколько лет преподавала живопись в Свердловском художественном училище. С 1966 по 1977 гг. – старший преподаватель кафедры рисунка Уральской государственной архитектурно-художественной академии.

Художница работает во всех жанрах: пейзаж, натюрморт, жанровые картины, графика, но, самый любимый жанр – портрет. С особой любовью пишет Людмила Сгибнева детей. Их непосредственность, ясность, чистота детских глаз ей особенно удаётся. С 1961 года участник городских, областных, зональных, всесоюзных, республиканских и зарубежных выставок. Картины находятся в музеях Москвы, Санкт-Петербурга. Екатеринбурга, Ирбита, Братска, а также в частных собраниях Франции, Испании, Голландии, США, Китая, Зимбабве и других стран.

Виктор Седов. Уральская старина. Горшки. 1976. Холст, масло. 88,0х65,0

Виктор Седов. Апрель. 1977. Холст, масло. 87,0х70,0

Виктор Седов. Камни Каменки. 1977. Холст, масло. 93,0х111,0

Виктор Михайлович Седов (1948-1981) родился в Горьковской области в семье сельских учителей. В 1971 году окончил художественно-графический факультет Нижне-Тагильского педагогического института. В 1973 переехал с семьёй в Каменск-Уральский. С 1974 руководил основанной им Детской художественной школой № 2. С 1977 по 1980 годы – участник городских художественных выставок.

Виктор Седов был превосходным живописцем и графиком. Работал в разных жанрах. Его точные, выразительные рисунки и множество иллюстраций к литературным произведениям стали образцами для подражания для многих поколений учеников «художки». Превосходный колорист, Седов был ярким представителем уральской живописной школы. Сдержанность и тональное богатство цветовой палитры, продуманная композиция, эмоциональная и содержательная наполненность характеризуют всё, чего касалась кисть мастера: портреты, исторические полотна, пейзажи и натюрморты.

* * *

Виктор Седов работал почти во всех жанрах изобразительного искусства, серьезно относясь к любому из них. Его многочисленные натюрморты отличает притягательная сила мира предметов. По своей внутренней задаче, не случайным, а тщательно отобранным в четкую продуманную композицию элементам, они приближаются к тематической картине. Рассказом о времени, прошлом стали его натюрморты «Уральская старина» и «Камни Каменки». Колорит большинства натюрмортов чужд внешним декоративным эффектам, так что порой не успеваешь подметить рождения нового цвета или оттенка, настолько связаны все красочные пятна в дружном взаимодействии, подготавливая появление друг друга. В натюрмортах художника нет нарочитого любования фактурными особенностями предметов или драпировок, но материальность и пластическая весомость мира «мертвой натуры» придает им трепет живого тепла человеческих рук… (Галина Фефелова, искусствовед).

Борис Семёнов. Дороги Каменска. 1976. Бумага, акварель. 56,0х102,0 

Борис Семёнов. Каменск-Уральский краеведческий музей. 1976. Бумага, акварель. 56,0х102,0.

Семенов Борис Александрович (1917–1991). Советский живописец, график, мастер акварели. Член Союза художников СССР (1944). Заслуженный художник РСФСР (1961), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1968).

Борис Семенов родился в Петрограде. Окончил Ленинградское художественное училище (1936). Жил и работал в Свердловске с 1938 года. Именно Свердловску посвящено большинство произведений художника. Автор известных серий картин «Урал индустриальный», «Город и горожане», «Свердловские магистрали», «Уралмаш и уралмашевцы» и других. Участник региональных, всесоюзных, международных выставок.

Произведения Б. А. Семёнова находятся в Художественном фонде Российской Федерации; в музеях Волгограда, Екатеринбурга, Самары, Будапешта, в частных российских коллекциях.

Иван Слюсарев. Старое село. Без даты. Картон, масло. 39,0х60,0

Иван Кириллович Слюсарев (1886-1962) – уральский живописец, график, член Союза художников СССР. Родился в 1986 году в д. Черноскутово недалеко от Каменска-Уральского. В семье Василия Павловича и Дарьи Никитичны Яковлевых. После окончания церковно-приходской школы в 1898 году переехал жить в Екатеринбург, так как сестра его матери Серафима Никитична и ее муж Кирилл Никифорович Слюсарев его усыновили. Так Ваня Яковлев стал Слюсаревым. Приемный отец работал приказчиком в хлебной лавке, и Иван стал его помощником.

Рисованием увлекался с раннего детства. Ещё в школе его часто наказывали за рисование на уроках. В Екатеринбурге Иван Слюсарев познакомился с Леонардом Туржанским, учеником Исаака Левитана и Константина Коровина. И стал обучаться у него живописи. После Слюсарев окончил в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу.

Иван Слюсарев много путешествовал по Уралу, писал картины с натуры. За свою долгую жизнь Иван Кириллович создал более 2,5 тысяч этюдов и картин. Большинство из них изображают богатую красотами уральскую природу.

Яна Тетерина-Солякова. Молния. 1990. Холст, масло. 129,0х115,0

Яна Николаевна Солякова (1966) родилась в Перми. Окончила художественную школу и художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института в 1989. Преподавала изобразительное искусство в гимназии им. братьев Каменских (Пермь),  в Детской школе искусств им. Д.Б. Кабалевского (Пермь).

Создавала снежные скульптуры и вязала миниатюрные игрушки, собрала три книги собственных стихов со своими же иллюстрациями. Участвует в художественных выставках. Пишет стихи и сказки.

Виталий Стеканов. Здравствуй, день! 1973. Дерево, резьба. 95,0х22,0х20,0

Виталий Стеканов. Лягушка. 1977. Малахит, резьба. 5,5х6,5х6,0        

Виталий Иванович Стеканов (1927-2005) родился в с. Михайловка Кустанайской области. Окончил скульптурное отделение Уральского училища прикладного искусства, отделение художественной обработки камня Уральского училища прикладного искусство.

Участник Великой Отечественной войны, призван в Армию из девятого класса в 1944. Награды юбилейными медалями «30 лет Советской Армии», «Ветеран труда», «50 лет Победы над Германией»

Преподавал 1957-1980 на отделении художественной обработки камня Уральское училище прикладного искусства. Работал в Дзержинском Доме пионеров руководителем кружков «Умелые руки» и «ИЗО» (1956), с 1980 по 1996 в Нижнетагильских Художественно-промышленные мастерских Художественного фонда РСФСР.

Член Союза художников с 1967. Работал в области мелкой пластики, станковой и монументальной скульптуры, камнерезного искусства. Виталий Стеканов одинаково хорошо работал с любым материалом (мрамор, уральский камень, дерево, шамот, керамика) и в самых разнообразных жанрах.

Участник областных, республиканских и всесоюзных выставок. Произведения в коллекциях музеев Нижнего Тагила, Екатеринбурга, Ирбита, Загорска, Ясной Поляны, Каменска-Уральского, Соликамска, Висима; в Художественном Фонде России; в частных коллекциях России, США, Японии, Италии, Швейцарии, Германии, Австралии, Франции.

Владимир Суханов. Женский портрет в желтом. 1987. Холст на оргалите, масло. 90,0х70,0        

Владимир Дмитриевич Суханов (1937-2002). Окончил Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле в 1964 году. Работал художником на заводах и во дворцах культуры. Много лет преподавал в ДХШ № 1, затем в ДХШ № 2 Каменска-Уральского. Живописец, график, работал в разных жанрах, особенно любил портрет и натюрморт.

 «Работы Суханова становились событием на каждой выставке, в которой он принимал участие. Его законченные произведения и этюды отличались точным рисунком и ясной композицией, но правил в них Цвет. Связь цветовых пятен, тончайшие нюансы тональных переходов, игра контрастов пленяли зрителя, вызывали эмоциональный отклик. Художник глубоко чувствовал натуру, вживался в неё и воплощал в красках, наполняя своими темпераментом и энергией» (И. Г. Глазунова).

Владимир Сысков. Каменск строится. 1976. Бумага, офорт, ксилография. 73,5х49,5

Владимир Сысков. Новый Каменск. 1976. Бумага, офорт, ксилография. 51,0х70,0

Владимир Сысков. Старый Каменск. 1976. Бумага, офорт, ксилография. 42,0х57,0

Владимир Данилович Сысков (1943). Живописец, график, художник книги, иконописец. Член Союза художников СССР.

Родился в г. Свердловске. Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина в Ленинграде. До 1989 работал преимущественно как художник книги и живописец. С 1989 и по сей день основное занятие – иконопись. Работает в традициях русской иконописи 14-17 в.в.

Участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. Представлен работами во многих художественных музеях страны, а также в частных собраниях в России и за рубежом.

Олег Тюрин. Гарнитур: серьги, кулон, кольцо. 1991. Родонит, нейзильбер, перламутр, филигрань.

Олег Тюрин. Золотая рыбка. Сувенир настольный. 1990. Мельхиор, филигрань. 8,5х6,5х7,4

Тюрин Олег Владимирович (1965). Ювелир. Окончил Нижнетагильское училище прикладного искусства по профессии мастер по художественной обработке металла (1989). Переехал в Каменск-Уральский. Жил всегда независимо, нигде официально не был устроен. Делал модели для сувениров. Принимал участие в создании ледовых городков, в основном в Екатеринбурге. Даже придумал до этого некоторые инструменты. Свой опыт передавал в общении с друзьями, коллегами. Создавал ювелирные изделия. Сейчас работает на Водоканале.

Алексей Тяпушкин. Сущевский вал. 1963. Холст, масло. 110,0х150,0

Алексей Александрович Тяпушкин (1919-1988) родился в деревне Федяево ныне Вологодского района Вологодской области в семье крестьянина. В 1926 году с родителями переехал в город Иваново. Окончил 3 курса Ивановского художественного училища.

Осенью 1939 года, был призван в Красную Армии. Служил в артиллерии. Во время советско-финляндской войне 1939-1940 годов участвовал в прорыве «линии Маннергейма», взятии города Выборга. Участвовал в походе в Бессарабию. Начало Великой Отечественной войны встретил под Одессой, в городе Болград. Участвовал в боях за Одессу и Николаев. В августе 1941 года был ранен, попал в плен. В апреле 1942 года бежал. С февраля 1943 года и до конца войны воевал в составе артполка. Был награжден медалью «За отвагу» и орденом Красной Звезды. К январю 1945 года, стал командиром расчета.

В 1945 сержанту Тяпушкину Алексею Александровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, медалями, в том числе «За отвагу», «За боевые заслуги».

Вернувшись к мирной жизни, решил продолжить прерванную учебу, стать художником. В 1951 году успешно окончил Московский государственный художественный институт им. Сурикова. С 1957 года работал в области станковой живописи, много ездил по стране. С начала 1960-х годов занимался абстрактным искусством, известен как последователь нонконформистского направления. Был принят в Союз художников СССР. С 1964 года его работы экспонировались на международных выставках в Англии, США, Польше. Участвовал на всех выставках московских художников-ветеранов Великой Отечественной войны.

Работы художника находятся в частных собраниях в России и за рубежом, в музее Modern Art (Нью-Йорк), в Государственной Третьяковской галерее, в Русском музее, в экспозиции музея «Другое искусство», в Ивановском областном художественном музее.

Николай Чесноков. В горах приполярного Урала. 1963. Картон, масло. 50,0х47,0

Николай Чесноков. Серый день на Койве. 1981. Холст на оргалите, масло. 51,0х60,0

Николай Гаврилович Чесноков (1915-2004). Советский и российский художник, живописец. Член Союза художников России, Заслуженный художник РСФСР (1987), лауреат премии Губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства. Живописец, педагог, один из ведущих мастеров Урала. Основная тема творчества — родной Урал, его природа, труд и жизнь уральцев.

Родился в городе Лысьва Пермской губернии в семье лесника. Окончил Ленинградское художественно-педагогическое училище (1939). Поступил в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. После начала войны эвакуирован в Свердловск, где в 1941-1944 гг. был художником Свердловского театра оперы и балета. В 1947 году окончил Московский художественный институт имени В. И. Сурикова.

В 1951-1957 – председатель Свердловского отделения Художественного фонда СССР, в 1955-1958 – член правления Художественного фонда СССР, в 1969-1976 председатель секции живописи Свердловской организации союза художников РСФСР и член комиссии по живописи при секретариате Союза художников РСФСР. С 1959 по 1974 – руководитель изостудии Свердловского ДК железнодорожников. В 1960-1962 и 1969-1975 гг. преподавал живопись в Свердловском художественном училище.  В мастерской на ул. Куйбышева, 1998.

Давид Штеренберг. Полдень. 1973. Холст, масло. 110,0х101,0

Давид Давидович Штеренберг (1931-2014). Советский живописец, график, иллюстратор.Член Союза художников СССР. Родился в Москве в семье художников Д.П. Штеренберга и М.С. Гранавцевой. Окончил Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова в 1958 году. По окончании института в 1958 году в течение 20 лет работал в издательстве «Детская литература, иллюстрировал книги.

С 1967 принимал активное участие в выставках, занимаясь как живописью, так и графикой, писал пейзажи, портреты, жанровые сцены. Произведения Давида Давидовича близки к направлению гиперреализма и фотометоду. Работы находятся в музеях городов Каргополь и Тикси, Художественном фонде России, частных собраниях в России, Франции, Австрии, Японии и Дании.

Василий Экснер. Портрет учителя. 1965. Холст, масло. 65,0х55,0.

Василий Михайлович Экснер (1921-1998) родился в Белоруссии, в Калининской области недалеко от города Зубцова на железнодорожном перегоне в семье мастера-путейца. Окончил Ржевский учительский институт. В сентябре 1941 года вместе с немцами из Поволжья оказался на Урале, в Каменске-Уральском, в стройбате. В 1943 года стал работать художником-оформителем в клубе УАЗа. Сдав на «отлично» экзамены в Свердловское художественное училище, учиться там не стал, пришёл в школу и всю свою жизнь учил детей русскому языку и литературе, а также рисованию и черчению.

Василий Экснер долгие годы был одним из главных действующих лиц культурной жизни Каменска-Уральского. Без его участия не проходила ни одна Городская художественная выставка, начиная с самых первых студийных, в конце 1950-х в ДК «УАЗа». Яркий представитель импрессионизма, в его произведениях главным выразительным средством является мазок – подвижный, способный не только передать форму, но и создать на полотне захватывающую иллюзию движения.

Живописец. Работал в жанре пейзажа, натюрморта, тематической картины.

Александр Яковлев. Лето красное. Без даты. Холст, масло. 67,5х75,0

Александр Ильич Яковлев (1945-2014) окончил Художественно-графический факультет Нижне-Тагильского педагогического института. С 1981 по 2014 года Александр Ильич преподавал в Детской художественной школе № 1. Живописец, график. Работал в жанре пейзажа. Его спокойные и мягкие пейзажи настраивают зрителя на лирический лад, вызывают желание ностальгировать и мечтать.

«Пейзаж – это не только фиксация внешних перемен, происходящих вокруг нас, он, прежде всего, является выражением чувств, переживаний, размышлений художника, выраженных в обобщённом образе. Чтобы создать образ природы проникнутый глубоким чувством, требуется большая наблюдательность, умение подметить все индивидуальные и конкретные особенности, найти адекватное цветовое решение». (А. Яковлев)