Виктор Михайлович Седов родился 9 октября 1948 года в Горьковской области. В 1971 году окончил художественно-графический факультет Нижне-Тагильского педагогического института. Умер в 1981 году.
Живописец, график. Работал в разных жанрах, книжной графике.
С 1977 по 1980 годы – участник городских художественных выставок.
«Когда говорят «уральская живописная школа», подразумевают сдержанную по цвету, но богатую в оттенках палитру, плотную осязаемую живопись, организованную крепким академическим рисунком. Основательный здоровый реализм – вот фундамент, на котором строил Виктор Седов свой Дом-мастерскую. И инструментом художника была кисть – продолжение его руки, которой водила светлая голова и доброе сердце».
Искусствовед И. Г. Глазунова
«Имя Виктора Седова известно в нашем городе многим. Организатор и первый директор ДХШ № 2, он известен прежде всего как педагог. Цельный, волевой и энергичный человек, видевший смысл своей жизни в воспитании в детях идеалов красоты и добра, умения творчески мыслить, красиво и радостно жить, он был для них учителем и старшим наставником. Где находил он силы и время, чтобы трудиться самозабвенно, как может работать лишь человек, одержимый лишь одной страстью – писать! Вряд ли любители искусства подозревали, что за теми немногими его работами, которые попадали в экспозиции городских традиционных выставок, кроется поистине огромный мир художника и человека.
Виктор Седов работал почти во всех жанрах изобразительного искусства, серьезно относясь к любому из них. Его многочисленные натюрморты отличает притягательная сила мира предметов. По своей внутренней задаче, не случайным, а тщательно отобранным в четкую продуманную композицию элементам, они приближаются к тематической картине. Рассказом о времени, прошлом стали его натюрморты «Уральская старина» и «Камни Каменки». Колорит большинства натюрмортов чужд внешним декоративным эффектам, так что порой не успеваешь подметить рождения нового цвета или оттенка, настолько связаны все красочные пятна в дружном взаимодействии, подготавливая появление друг друга. В натюрмортах художника нет нарочитого любования фактурными особенностями предметов или драпировок, но материальность и пластическая весомость мира «мертвой натуры» придает им трепет живого тепла человеческих рук.
Пейзажи живописны и неожиданно свежи. Живым, непосредственным взглядом отмечает художник простодушную красоту уральских мотивов, умеет в сером ненастном дне отыскать крупицы очарования («Поздняя осень»), порадоваться буйной динамике цветения недолгого лета («Август»). Искреннее чувство любви художника к своему краю неподдельно и сильно звучит в немногих этюдах и пейзажах.
В портрете его привлекает прежде всего внутренний мир человека, желание создать образ обобщенный и типичный для нашего времени. Таковым является «Потрет молодого человека», который можно назвать портретом нашего современника. По силе эмоционального воздействия и остроте передачи внутреннего состояния образа нет равных его последнему «Автопортрету». Этюд выполнен на одном дыхании, страстно и сильно. Незавершенность работы, энергичные, лаконичные и емкие мазки придают этюду эффект мгновенного движения, состояния внутренней неуравновешенности и тревоги. Напряжение быстрых глаз усиливается подчеркнуто темным, в отдельных местах почти черным, строем зеленовато-пепельных и коричнево-красных тонов.
В этюде «Потрет В.Суханова» ему удалось рассказать о красоте творческого вдохновения художника. С большой теплотой и уважением создает он образ своего коллеги, единомышленника, проработавшего с ним бок о бок несколько нелегких лет.
Своеобразную эволюцию претерпела в его творчестве жанровая картина. От простых, будничных сюжетов вроде «Выходного дня» или «Утра» он приходит к созданию таких композиций как «Раздумье». От созерцания сюжетов, близких только ему, он приходит к понимаю необходимости говорить о больших проблемах искусства: о сложном творческом поиске гармонии и совершенства, о красоте человека ищущего, о достоинстве его труда, об огромной ответственности художника.
В экспозицию вошло и два исторических произведения: диптих «На своей земле» и эскиз к картине «Бунт», выполненный по мотивам сказов П. П. Бажова. Эти работы обнаруживают внимательный интерес художника к своей истории.
Но ярче всего дарование художника проявляется в графических произведениях. В графике Виктору Седову удается все. Его рука послушна быстроте мысли и фантазии. Многочисленны иллюстрации к произведениям одного из самых любимых им писателей Н.В.Гоголя. Яркие разнообразные характеры сменяют друг друга, и мир гоголевских героев очаровывает. Разнообразие композиций, сложных поворотов, ракурсов и индивидуализированные характерные лица, мелькающие в калейдоскопе красок. Острый глаз художника вникает во все перепетии их жизненных драм. Не сторонним наблюдателем, а соучастником всех событий видит он среди них себя. Именно поэтому почти в каждом графическом листе найдется образ, внешне напоминающий самого автора.
Особо выделяется последняя карандашная серия «Эпизоды из жизни провинциального художника». Легкая, порой печальная, улыбка иронии над маленькими человеческими слабостями превращается в отдельных листах в злую насмешку над грубостью, невежеством, лицемерием. Используя гротеск, художник обостряет восприятие работ, обнажая пороки, показывая их ярко и выпукло. Стремление обличить низменные человеческие страсти еще в 1971 году вылилось у Виктора Седова в серию «Упыри». Замысел расшифровывался в тексте титульного листа: «Полное собрание пороков человеческих, сделанное Виктором Седиком». И несколько лет спустя он вновь вернется к этой серии, переосмыслив задуманное и найдя более жесткий, без малейших элементов подсветки, графический язык. В экспозицию вошло по несколько листов из обеих серий.
Мастерство колориста, умеющего подчинять замыслу произведения сложный и многоликий мир цвета, умение в каждом жанре отыскать возможности говорить о больших и нужных проблемах делают его произведения взволнованными откровениями.
Навсегда останется с людьми огромный мир художника, навсегда запомнится его искренний и честный голос. Дело его рук и сердца останется в нашей памяти и продолжится в его учениках».
«Мир художника». Искусствовед Галина Фефелова на выставку «Виктор Седов» (8.12.1991-14.01.1992)