Впервые Городской выставочный зал открыл свои двери для посетителей 4 марта 1978. Первой выставкой в новом здании стала выставка живописи и графики члена Свердловского отделения Союза художников Валентина Новиченко. Значительную часть произведений составляли гравюры мастера. Представляем вступительную статью Е. Алексеева к каталогу выставки.
Современность, настоящий день воплощает в гравюрах Валентин Новиченко: город, завод, природу. Три любимые привязанности сделали его пейзажистом. От выставки к выставке содержательнее, художественно совершенней становятся его произведения. Меняется характер их, усиливается выразительность, а значит, больше интереса вызывают они.
Взять хотя бы самые новые — офорты из цикла «Хлеб наш насущный»: «Мартен», «Аглофабрика», «Цех строится». Впечатляюще прозвучали они на зональной выставке «Урал социалистический» (Уфа, 1974 г.).
Действенность их заключена в серьезности решения индустриального пейзажа. В чувстве стиля, образной цельности, в энергичности и напряженности мысли. В оригинальном мастерском исполнении.
Вдумчиво и пристрастно смотрит художник в современность. Слово своё о ней говорит современнику. В этом он видит суть своего творчества.
В этом смысл его художественных открытий. В мысли, в идее, в отношении художника к современности кроется то удивительное, чем захватывает, волнует, чем живо и незаменимо искусство.
Валентин Алексеевич Новиченко родился 9 декабря 1927 года в семье рабочего, на Украине. Его детские впечатления связаны с индустрией, строительством Орско-Халиловского металлургического комбината в Оренбуржье.
В детстве же случилась первая встреча с искусством. Поразила живописная картина, словно искра попала прямо в сердце. Когда желание творчества окрепло, определив бесповоротно судьбу человека, восхищение репродукционной гравюрой в «Истории искусств» повлияло на его графические наклонности.
Только одно желание, одна одарённость не делает человека художником. Учение и труд шлифуют природную способность.
… Война определила дорогу от школы в военкомат. 7 лет служил в армии. А потом пошёл работать. Не до училища, кажется. Мог бы остаться Новиченко самодеятельным художником.
Помогли люди. Председатель Свердловского отделения Союза художников РСФСР А. Г. Вязников, убеждавший поступать в училище. Профессор Б. В. Павловский, в то время старший научный сотрудник Свердловской картинной галереи, познакомивший с графикой классиков. И особенно известный советский график профессор М. В. Маторин, в письмах к Новиченко анализировавший присылаемые работы, вселявший уверенность в призвании:
«У Вас всё ещё впереди, но достигнуть чего-либо можно только большим трудом.
Что можно сказать по поводу гравюр? Они интересны, и у Вас есть способности. Но для того, чтобы стать гравером-графиком, надо уметь хорошо рисовать. Поэтому надо учиться рисовать.
Что можно Вам посоветовать делать дальше? Конечно, хорошо пройти какую-либо художественную школу. Это трудно, но тогда работать над собой всё свободное время! Меньше гравировать и больше рисовать — особенно с натуры. Думаю, стоит Вам работать — способности есть». 18 мая 1956 года.
В 29 лет пришёл Новиченко в Свердловское художественное училище. Сверх программы самостоятельно осваивал гравюру. И, как бы нагоняя годы юности, которыми не удалось распорядиться, как хотелось, Валентин весь отдается учёбе и творчеству. Ибо он уже не представляет себя никем другим — только художником. Сегодня он вспоминает: «Сознательно шел в обучение, любил это дело! Стремился получить знание, умение».
Учась, черпал в искусстве так же много, как и в жизни. Самообразование, работа над собой стала потребностью навсегда. Решающие этапы становления личности художника — вступление в партию в 1952 году, приём в Союз художников в 1966 году. И неоднократные поездки на творческую базу «Челюскинская».
Трудно в его возрасте формироваться художнику, мастеру. Он им стал.
Многие выставки показали, что В. Новиченко стал мастером лирического пейзажа. От северных просторных рек и приречных скал, увенчанных тайгой, до безлесных южных отрогов и степей полюбилась ему уральская земля.
Картины природы в эстампах В. Новиченко радуют душу, волнуют воображение, они очень человечны, даже тогда, когда человек вовсе не изображён. Так бывает не назван в стихотворении лирический герой, однако его переживания трогают нас.
В пейзаже «Голубые дали» оживает песенный образ природы, раздольного Урала, образ, рождающий в человеке свободное, во всю грудь дыхание.
Лист «Сквозь Урал» полон движения, чувства, энергии. Застыли в каменном клокотании горы. Четкая стрела поезда решительно врезается в пространство. Воля человека диктует природе новый, современный, не патриархальный ритм.
Песенно-романтическим настроением, ощущением молодой напористой силы привлекает лист «Плыви, раздувай паруса». Звонкая гамма розовых, алых, пурпурных тонов усиливает эмоциональное звучание пейзажа.
Всё это поэтические и правдивые, реалистические пейзажи. Образ природы привлекает искренностью, достоверностью. И, как это характерно сегодня для Новиченко, он стремится выразить главное — настроение, чувство. Композиционный приём приобретает всё большую чёткость, лаконичность: изображено только самое необходимое.
Часто обращаясь в офортах к цвету, В. Новиченко поэтически и мастерски пользуется им. Необычна и музыкальна цветовая гамма и в монотипиях. Скажем в листе «Вечер в горах».
Цвет живет не самостоятельно, не сам по себе. Он созвучен теме, создает настроение. Исподволь внушает чувства, пережитые художником.
Своеобразна пейзажная работа В. Новиченко «Память». В ней выражены народные чувства, рождённые воспоминаниями о Великой Отечественной войне. Чувства и переживания драматические, трагедийные.
Очевидны в настроении, композиции ассоциации с левитановской картиной «Над вечным покоем» и песней «Журавли» Я. Френкеля и Р. Гамзатова.
В линогравюрах серии «Свердловск» подмечены характерные черты рабочего города, энергичный ритм его жизни.
Часть серии, напечатанная на конвертах, разлетелась по всей стране. Разошёлся альбом из 15 листов. В собраниях свердловчан и гостей города в дни его двухсотпятидесятилетия появились линогравюры «Памятники и памятные места Свердловска». Может быть ещё только свердловский акварелист Б. Семенов так же последовательно и щедро изображает город.
Рисуя город, его известные объекты, художник умышленно не избирает неожиданных ракурсов. Иную цель преследует он: показать красоту в её обыденном виде.
Художник любовно отбирает характерные места: «Дворец пионеров», «Оперный театр», «Проспект Ленина», «Мостик на улице Декабристов»… Выразительность линогравюр несомненна. Собранные воедино, они создают правдивый и величественный облик города. Всё это вырезано тонко, изящно. Хорошо решено графически.
Годы и годы вникает художник в индустриальную тему. На каждой выставке появляются его новые листы, отличные от ранних, от предыдущих.
Завод… Трубы, краны, рельсы. Кажется, такая проза!
Кто-то не понимает его постоянства:
— Скажите, это чистосердечно, или потому что требуется?
— Чистосердечно.
Художник по обыкновению немногословен. Но чувствуется, не отпускает его завод, не даёт отречься. Потребность работать в этой теме бьётся в сердце, как совесть, как художнический долг.
Первая самостоятельная работа — линогравюра «В кузнечно-прессовом» (1957 г.). Она выполнена по наброскам в цехе Уралхиммашзавода. Линогравюра в два цвета: черный — рисующий и желто-оранжевый в раскат — вспомогательный. Областная газета отметила удачу художника.
Однако, значимость гравюры не только в художественных достоинствах, но и в другом. Это постановка темы. В сущности главной темы творчества В. Новиченко.
На первой зональной выставке «Урал социалистический» листы «В карьере», «На шахтном дворе» выглядят серьезней, глубже.
К следующей зональной выставке, посвященной полувековому юбилею Великого Октября, появляются офорты «В Гайском карьере», «Свердловск. Химмаш». Мастерство исполнения, ясность композиции, а значит, красивая ясность индустриального образа сделала лист интересным.
Особенно много поработал Новиченко к третьей зональной выставке. Значительность офортов подтверждает и тот факт, что лист «Трубы мартена» экспонировался на республиканской выставке «Советская Россия», а листы «Ремонт путей», «Коксохимкомбинат» — на третьей всесоюзной выставке эстампов.
И вдруг в 1974 году Новиченко создает новые офорты на те же сюжеты!
Что это?
Ответственность художника, развитие его представлений о творчестве, рост мастерства. Автор не только увидел недостатки собственных произведений. Он их «опроверг». Он переработал свои произведения так, как это может и должен сделать человек творческий. Уверенно и радостно работал мастер, поняв нечто заново в своём творчестве.
Завод… Всюду движение, глубокое дыхание, динамика напряженной работы. Может ли быть прозаичным, несущественным то, чем живёт человек, целое общество?!
Динамика угловатых форм, изгибы линий создают внутреннее напряжение, эмоциональную насыщенность. Волнует поэзия мысли художника, поэзия сурового образа. Безусловно, в заводских цехах, станках, агрегатах есть своя особая поэзия. Но как ей захватить зрителя? Как пластически претворить сложные технические конструкции, чтобы вызвать эстетическое отношение?
Работы художникам здесь много. Ясно, что современная индустрия всё ещё не осмыслена искусством так проникновенно и многообразно, как, скажем, природа или город. Общественная необходимость этого освоения очевидна. Наряду с другими мастерами В. Новиченко всё глубже постигает в своих произведениях современность, идущий день. И делает это убедительными художественными средствами, близким его натуре творческим методом.
Опираясь на жизнеспособные традиции старого искусства и особенно на собственное понимание реальной жизни, художник стремятся к необыкновенно полному реалистическому восприятию объекта. Никогда не отступает от предметной основы образа. Он хочет довести ощущение среды, чувства, идеи до полной художественной достоверности. Естественно поэтому обращение художника не к условно-фантастическим, но к предметно-аналитическим «формам самой жизни».
Его точность — поэтическая, живая, художественная точность. Хватает чувства меры, чтобы не податься в публицистическую репортажность или натурализм. Реалистическая точность в решении индустриального образа не только органична, она кажется единственно необходимой.
Конечно же, художник не копирует объект, он целенаправленно оперирует формой, преобразует натуру, подчиняя ее своему замыслу, выражая в композиции, рисунке, фактуре, высвечивании главной детали свое отношение, свою идею.
Завод в гравюрах В. Новиченко могуч, громаден, образ содержит ощущение величия и суровой красоты. Это закономерно, поскольку сама действительность грандиозна и не располагает к благодушию и умилению.
Индустриальная тема — большая проверка сил, испытание художнику на самом высоком уровне. И тот факт, что В. Новиченко создал впечатляющие образы промышленных гигантов Урала, подтверждает его способности, умение найти и ярко выразить важную грань современности.
Художник настоящего дня. Наверное, это скромно. Ведь не то, что художник — эпоха. Но эпоха складывается из множества явлений, фактов, событий. Новиченко любит плоть этого дня, его правду. Создав о металлургии серию офортов «Хлеб наш насущный», Новиченко приобщает современника к огромному явлению времени, удивительному творению человеческих рук, разума.
Как известно, без искусства и вне искусства, вне эстетического освоения действительности подлинного духовного приобщения человека к новым явлениям жизни не происходит.
Советские художники понимают свой долг перед народом, создают все новые и новые произведения, раскрывающие существенные особенности нашей действительности.
Ленинградец В. Ветрогонский в сериях линогравюр создает образ современной металлургии. Образ эпический, обобщенный. В его листах сквозная задача: показать, как прекрасен, могуч металлургический гигант.
Новиченко постоянно присматривается к творчеству В. Ветрогонского. Обнаружив сходство, ищет свое решение. Он больше внимания уделяет детали, убеждает деталью. Он усиливает монументальность образа, уплотняет композицию. Стремится изображать человека не в качестве стаффажа, а действующим лицом. Справедливость такого подхода доказывать не надо: на заводе нет праздных людей.
Очень важный штрих — человек становится не только композиционно, но социально значимой фигурой в изображении заводского интерьера.
Зреет у художника мечта. Хочется овладеть самым трудным: изобразить человека в процессе живого труда. Изобразить достоверно и художественно. Чтобы верилось и трогало сердце.
Новиченко идет не вширь, а в глубь того материала, который определился в самом начале его творчества. Город, завод, природа — здесь делает он свои новые находки. Здесь совершенствуются, обновляются его понятия и оценки.
Вровень с содержанием стоит мастерство исполнения.
Мастерство — одно из необходимых условий действенности художественного произведения. Искусное исполнение — нередко первое, что привлекает зрителя, вызывает доверие к художнику. И критика может искать образ, рассуждать о содержании, идее только тогда, когда выставлена мастерски сделанная вещь. Поэтому художник считает необходимым добиваться совершенства формы и техники исполнения.
Новиченко работает много и с увлечением. Рисует, компонует, переводит в материал, печатает, оформляет в рамки. Ему присуще замечательное умение работать. Наверное, от убеждения: человек должен жить настоящей работой.
В технике офорта художник убедительно преобразует, подчиняет себе традицию этого вида графики. Он увеличивает размеры листов, утверждая в графике новое, картинное решение образа!
Графика считается интимным видом искусства. Из-за небольших размеров листов, тонкой техники. Старые мастера утверждали: «большой офорт возмутителен».
В XX веке это представление сломалось и складывается новое. Сегодня огромные листы — более метра — не редкость. Может быть потому, что грандиозная действительность диктует крупные формы. Другая причина: учёт интересов зрителей, чтобы не один — два человека, а сразу многие могли подойти к произведению на выставке. С многими одновременно хочет говорить художник.
Графические работы В. Новиченко, предъявленные зрителям на последних выставках, всё более тяготеют к картине. И размером, и живописностью, и большой мыслью, требующей соразмышления. И оформляет их мастер иначе.
Художник поднимает значение рамы. И тем самым предлагает своё решение ряда назревших проблем:
а) Выпуск из мастерской совершенно законченной вещи, оформленной так, как считает нужным сам автор.
б) Своеобразие экспонирования на выставке, в музее — выделение произведения посредством рамы, создание условий для углубленного восприятия его.
в) Учет характера современного жилого интерьера — когда своеобразная, изящно сделанная рама отграничивает произведение от мира обычных вещей, организуя свой микромир, свою художественную среду.
Новые образы требуют новых выразительных средств. К тому же смена техник, освоение новых приемов, часто дает дополнительный стимул в работе. Перейдя от линогравюры к офорту, освоив технику «размытый лак», Новиченко почувствовал большую творческую свободу— заиграл живой темпераментный штрих, сближающий листы с живописью.
У Новиченко нередко в ходу такие новшества художественной технологии, которые не обособляют графику среди других видов изобразительного искусства, даже наоборот, приводят к «межвидовым» заимствованиям и контактам.
Взять гравюру «Приютились». Она очень живописна — густой цвет, красивая фактура. Образ понятен, прост. А технология сложна: живопись, печать, рельеф, свойственный искусству скульптуры, включает она в себя.
Опыты здесь важны. Кстати говоря, Новиченко не увлекается чисто техническими опусами. Он экспериментирует применительно к замыслу, сюжету, теме. Остро воспринимая новые искания, всегда преломляет их сообразно своему мировоззрению, в соответствии с насущными творческими задачами.
Лет 10 назад художник пришел к живописи. Привычная технология его не устраивает. Поиски распространились в область монотипии, акватипии.
Акватипия — «рисование на воде», даёт лист фантастически красочный, словно самоцветный камень. Но камень творит природа. А здесь художник сам задает нужный цветовой тон, цветовую композицию.
Колонковой кисточкой, маленькой, совсем мягкой, а иногда мастихином (удивительно: в таком малом масштабе — техника монументальных работ — мастихин!) Новиченко вписывает сюжет-импровизацию. Это может сделать только художник.
Так появились пейзажи: «Пожар в лесу», «Весенние хлопоты», «Вечер на Каме».
Миниатюрные и крупноформатные вещи удивительны. Они очень красочны, захватывают воистину неповторимой декоративной красотой. В сюжетах много выдумки, фантазии, романтизма. Это всё очень личное, очень своё, интимное, камерное. И в то же время — близкое каждому из нас.
Любопытен диалог с художником:
— Есть ли такая осень?
— Это сочинение.
— А что за дерево?
— Не знаю, я не ботаник, я — художник.
Фактически же художник выкрасил приглянувшуюся травинку и отпечатал через станок.
Живопись Новиченко ставит серьёзный вопрос: правомерен ли применяемый им технологический приём создания произведения? Ответ однозначен: да. Выставленные произведения убеждают в правоте художника.
С начала XX века распадается очень прочная система создания живописного произведения, выработанная в Европе даже не Возрождением, а ещё Средневековьем.
Картина представляла некое живописное целое, состоящее из полотна и красок, созданное в одной целостной системе. Академии мира сохраняют, берегут, консервируют эти основы, карая любое отклонение от нормы.
Однако, искусство не может удержаться от поиска. Среди разных форм отказа от узаконенных путей есть отказ от единого метода, единой техники, единого материала. Наряду с собственно живописью художник использует природные или производственные формы.
В миниатюре «Осень», «Пейзаж с охотником» В. Новиченко вводит отпечаток травинки. Сама травинка — это этюд. Художник мог бы запомнить её, зарисовать в наброске. Но он действует на основе способов XX века. Травинка меняется в масштабе, она сходит за дерево. А мы получаем хорошую, живописно отлаженную вещь.
Использование не строго живописного способа не должно тревожить нас, если у художника есть образ, цель, переработка, художественное включение природного элемента. Этот путь вполне жизненный. В конечном счёте действует личность художника, который всё решает.
Линогравюры, офорты, монотипии, миниатюры, замечательны не только тем, что в них запечатлён образ Урала, его индустрия, его природа. Как живые свидетели, рассказывают они о самом художнике — о мастере и человеке.
Человек он цельный, целеустремленный, современный. Художник творческий, ищущий, знающий радости находок.
Этим интересна личность художника. Этим интересна выставка его произведений.
Евгений АЛЕКСЕЕВ
Новиченко Валентин Алексеевич (1927-2010)
Родился 9 декабря 1927 года на Украине, в семье рабочего.
В 1933 году в Сталинграде впервые увидел картины маслом, этюды Волги. С 1953 года начал самостоятельно осваивать технику гравюры, тогда же познакомился с Б.В.Павловским и М.В.Материным (профессор Художественного института, г.Москва).
В 1961 году окончил Свердловское художественное училище, с 1957 года регулярно участвовал в выставочной деятельности. С 1957 г. работал в редакции газеты «Советское Зауралье» и в Свердловской киностудии (1961-1963). В 1959—1960 г.г. выполнил 50 гравюр для издательства «Памятники и памятные места Свердловска».
В 1966 году принят в члены Союза художников СССР.
В 1962- 1967 г.г. – работал на творческой даче «Челюскинская».
В 1968 году создал 100 миниатюрных живописных работ.
В 1972 году окончил факультет эстетики при Университете марксизма-ленинизма.
С 1974 года возвращается к графике.
С 1980 года начал писать стихи — выражение мыслей и чувств, не передаваемых в зрительных образах.
Среди направлений его творчества — живопись, гравюра, рисунок, акварель, монотипия, акватипия, а также полиштрихография – живопись по металлу, изобретенная им самим.
Скончался 25.09.2010 в Екатеринбурге.