При формировании экспозиции нынешней художественной выставки был применен новый формат. В новом, отдельном помещении, за стеклом были собраны произведения современного искусства каменских художников.
Главным образом, некая изолированность в прямом смысле слова – прозрачные перегородки завешены плотной черной драпировкой – вызвана демонстрацией пока неизвестного для Каменска-Уральского направления современного искусства – видеоарта Германа Ван-Ина. Видеоарт – это новая арт-технология, основанная на использовании видеоаппартуры, где непрерывно транслируется видеоизображение, чаще всего бессюжетное, без использования драматургии, без постановки и игры актеров. Суть видеоарта – в философских и идейных посланиях к зрителю. Видеоарт демонстрируется обычно в специальных «видео-боксах» — небольших отсеках, рассчитанных на одного, или нескольких зрителей. Именно такая закрытость, отделенность от привычной среды дает возможность получить от работы видео-артиста наибольшее впечатление. Подробнее о видеоарте мы расскажем позже, предоставив слово самому автору – Герману Ван-Ину.
А сегодня хотелось бы представить нашим читателям экспозицию с работами молодых каменских художников, не ищущих легких путей, экспериментирующих с форматами и формами, техниками и технологиями. Стены нашего «аквариума» (так на время выставки мы прозвали молодежное пространство) украшены холстами Виталия Маклакова и Ольги Колгановой.
К сожалению, Ольги Колгановой с нами уже нет – она трагически погибла в 2010 году, но незримо осталась с нами, в своих картинах. Сегодня много рассуждают о современном искусстве, что можно к нему отнести, для кого оно и как его понимать. Именно по живописи Ольги Колгановой можно проводить ликбез по современному искусству. Она характеризует все поколение молодых художников-экспериментаторов. И нам повезло, что в Каменске жила и творила талантливая художница, тонко чувствующая свое время и смело окунувшаяся в этот, честно сказать, сумбурный мир современного искусства, где она за такую короткую жизнь успела найти себя. Из аннотации к выставке «Сказка странствий», прошедшей 10 лет назад в Свердловском краеведческом музее: «В работах художницы, одновременно тревожных и загадочных, с яркими нервными всплесками контрастных цветов, как в зеркале отразилась душа молодого поколения двадцать первого века с ее противоречиями и нонконформизмом. Бесполезно искать в этих работах равновесие и гармонию, ведь когда идет настоящая борьба эти понятия теряют смысл. Но пока длится борьба, закаляется душа и продолжается жизнь«.
На картинах молодых мы видим, казалось бы, хаотичные мазки, отражающие бесформенное бессознательное, произвольный колорит и композицию, нарушающие академические традиции и каноны… Но именно так сегодняшний художник создает собственный мир, воплощает в живописи свои мысли. Существующих способов художественных приемов для молодых художников уже недостаточно, чтобы отразить новое время и свое собственное осмысление этого времени. И если перед нами точка с радиально расходящимися вокруг нее кругами, все в кричащих неестественных красках, то это означает лишь одно – только так для художника возможно выразить окружающую действительность. Это уже про Виталия Маклакова, чьи хосты «Пятна для эманации» и арт-объекты «Чистое восприятие цвета в аналитическом искусстве» можно увидеть на нашей выставке. Виталий вообще экспериментатор в разных направлениях: кроме того, что он художник, он пишет стихи и музыку, причем и здесь он ставит творческие опыты.
Современное или, как еще его называют, аналитическое, искусство производит не образы, а смыслы. Это уже аксиома. Раньше было все проще: количество стилей и направлений в искусстве не было таким многочисленным, как сейчас. Да и смена этих течений не была так стремительна. Были времена романтизма, классицизма, соцреализма, авангарда, модернизма… Сейчас все меняется очень быстро. Время летит с головокружительной скоростью. В искусстве больше нет единого стиля. Визуальное искусство стало полифоничным: присутствует все, что было раньше, привычное и знакомое, и одновременно появляются все новые и новые «-измы», совершенно новые направления, которые часто невозможно даже точно классифицировать, отнести к какой-либо определенной категории. Художник с головой погружается в эту творческую свободу, ищет свой путь в культурном ландшафте, без ориентиров на течения.
Каменская молодежь старается не отставать от новых веяний, несмотря на то, что мы далеко от культурных столиц. В своих работах, предоставленных на 56-ю Городскую художественную выставку, они уходят внутрь себя или вглядываются в неизведанное, пытаются изобразить свое «Я» с помощью линий и красок, как Николь Продос, Игорь Мазалецкий и Мария Метельская. Или исследуют мир вокруг себя, экспериментируя с цветом и формой, как Татьяна Турушева и Наталья Еремеева.
И даже обращаясь к классическому жанру, к примеру, популярному у каменских мастеров пейзажу, молодые художники видят совершенно иную реальность. Пропускают ее через свой внутренний мир и накопленный жизненный опыт и выдают нам почти фантастические стилизованные пейзажи. Смелые и мощные по колориту и композиции. Наталью Петренко и Сергея Беседу мы относим к категории молодых художников, но скорее, по выбранному ими направлению, в котором они работают. Полученное ими художественное профессиональное образование и упорная работа
на пленэре и в мастерской позволяют вписать их в число каменских мастеров концептуального искусства. «Скалы» Петренко и «коровы» Беседы где-то перекликаются, но не в манере и не в художественных приемах. В каждом произведении подана своя идея, концепция. Художник обращается как к эмоциональному восприятию зрителя, так и к интеллектуальному осмыслению увиденного. И это еще одна отличительная черта современной живописи.
Вообще, в современном искусстве часть творческой работы приходится именно на зрителя. Если, конечно, он хочет разбираться в современном визуальном искусстве. Но с ходу его не понять. Его приходится изучать, много смотреть, узнавать, общаться с художником… Благо, сейчас Интернет позволяет в момент очутиться на самой модной выставке современного искусства и послушать лекции по теории искусства. Можно не любить все новое, непривычное, не принимать это. Но вот понимать современное искусство, если искусство стоит среди важных жизненных интересов, наверное, необходимо. Ведь совсем скоро оно превратится в классику: на первой выставке импрессионистов консервативная публика чуть не побила авторов, а сейчас это шедевры. И еще, кто-то из искусствоведов сказал, что современное искусство развивает в человеке терпимость к инакомыслию.