Бытописательство в глине Гаврилова

Гаврилов Сергей Анатольевич

Родился 30 апреля 1959 года в с.Травное Мокроусовскоого района Курганской области. Окончил художественно-графическое отделение Катайского педагогического училища в 1979 году. В 1984 году защитил диплом в Нижнетагильском Государственном педагогическом институте. Участник городских, районных, областных, региональных, Всероссийской и Международной выставок.

Сергей Гаврилов

Около десяти лет Сергей Анатольевич создает из глины декоративные композиции по мотивам народного творчества, опираясь на действительность и художественный опыт с юмористическим подходом.

На персональной выставке Сергея Гаврилова в Каменске-Уральском представлена его керамика, графика и линогравюра.  Его карандашные рисунки и линогравюра в основном посвящены родной провинции, сельским пейзажам, временами немного грустным. Сельская тема нынче становится востребованной, народ тянется к своим истокам, к жизни и быту своих предков. Техника линогравюры по достоинству оценена автором. Рисунок здесь имеет прочную связь с плоскостью – бумагой, композиция у Гаврилова лаконична, а штриховка придает изображению особую выразительность.

«Каждая композиция – это своя история, веселая или грустная, романтическая или реальная. Многие типажи узнаваемы. Они напоминают героев русского народного фольклора. Названия говорят сами за себя: «Мужики и медведь», героев поговорки – «Медведь на ухо наступил», «Выйду на улицу, гляну на село, девки гуляют и мне весело…» — композиция из трех фигур с мужичком, у которого – «бес в ребро».

Один из любимых персонажей художника – это кот. Автор наделяет своих котов человеческими качествами и посредством разных художественных приемов создает образы котов-охотников на привале («Ну, очень страшные истории»), котов-увальней («Веселые наездники»), котов-сибаритов.

Сергей Гаврилов предлагает зрителю и посмеяться, и подумать, создавая философские композиции «Клетка», «Улитка». В произведениях С. Гаврилова, как в народной мудрости: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Имея свой ярко выраженный характер, персонажи Сергея Гаврилова требуют серийного показа, определенного окружения и соседства «Себе подобных». В основе подхода решения образа декоративность, стилизация форм, что делает произведение несколько отличным от пластики, идущей от натуроприближенной подачи. Многие мотивы навеяны народными сказками, пословицами и поговорками «Петух, который выше забора» из серии «Небылицы», «Мужик на петухе», «Мужик на свинье».

Мир народной фантазии становится неисчерпаемым источником вдохновения для автора, так появляются лешие, кикиморы. Их образы обретают выразительность не только благодаря утрированности формы, но и литературно-сюжетной основе, фабуле, часто лежащей в основе фольклора».

Практически каждая из скульптур награждается всевозможными деталями, многочисленными атрибутами, которые не сразу оказываются увиденными. В пластике Гаврилова есть качество, объединяющее все его произведения: теплый юмор, доброе отношение к изображенному, подчас соседствующее с иронией.

Автор работает, создавая на одну тему целый ряд образов, объединяя их в композиции. Но как бы ни были декоративны работы, во всех прослеживается конкретность натуры, объекта (композиция «Старый цирк», «Король и шуты», «Удирающие коты»). В каждой утрированно обозначен характер и верно схваченное движение или мотив. Несколько особняком стоит серия «Размышления о душе». Здесь ёрничество, народный юмор сменяются совсем другим настроение, философскими размышлениями и серьезностью заявленной темы, хотя Сергей решает ее со всё той же образно, пластически декоративной трактовкой «Душа-скромность», «Душа-лицемерие», «Душа, покидающая тело», «Душа, покинувшая тело», вечные проблемы и философия добра, любви, жизни и смерти, добродетели и порока становятся лейтмотивами этих произведений.

Еще одна заметная тема объединена в серии «Воспоминание о детстве», где шальные мальчишки катаются на велосипедах, где ностальгически забавен образ пионера прошлых лет. Но самым трогательным стал двойной «Автопортрет с сестрой», в котором есть особая душевная теплота, есть живой, органичный, чуть грустный, но не придуманный образ памятного детства». (Из книги «Катайск. Новые времена», посвященной 65-летию г. Катайска, г. Курган, 2009 г., Издательство «Зауралье»).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четырнадцать − пять =