Художник Наталья Хохонова из Екатеринбурга – одна из авторов выставки современного искусства «Единство: цвет/форма/образ». Каменский зритель уже знаком с творчеством Натальи: в 2007 году в Выставочном зале с успехом прошла выставка Натальи и Бориса Хохоновых «УралПетроАрт», где и были впервые представлены работы с камнем в живописи. Одна из работ с этой выставки сегодня находится в коллекции нашего зала.
Наталья Хохонова живет и работает в Екатеринбурге. Окончила художественно-графический факультет НТГПИ. Член Союза художников России. Активно выставляться начала с 1992 года, на ее счету – не один десяток персональных и коллективных выставок в России и за рубежом. Ее работы находятся в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Екатеринбургской галерее современного искусства, корпоративных и частных собраниях в России и за рубежом.
С появлением новых технологий в визуальном искусстве, много экспериментирует с различными изобразительными средствами, занимается световыми инсталляциями, видео-проектами. Автор уникального проекта PetroArt, в котором органично сочетаются авторская живопись и природные рисунки на камнях. Создатель Лапидусов (Lapideus) – особенных существ, сочетающих в себе свойства предметов, людей, животных и растений (Lapideus на латинском языке означает «каменный»)
21 апреля Наталья в составе группы художников из Екатеринбурга вновь побывала в Каменске-Уральском, пообщалась с коллегами и ответила на несколько наших вопросов:
— Почему именно камень стал главным героем ваших работ?
— В этом нет ничего удивительного. Мы живем на Уральских горах, так что идея не нова. Все мы выросли с томиком Бажова на книжной полке. Бажов – наше все! Правда, мне всегда было странно, почему его рассказы позиционируются как детские. По-моему, сказы Бажова — совсем не детская литература. Он создал целый мир странных, невероятных существ, целую мифологию, построенную вокруг камня. Мне показался интересным его метод, и я решила воспользоваться материалом, задействованным во всех бажовских сказах. В работе с камнем есть свой космос, дискретность. Миллионы лет природа выращивала этот камень, замешивала краски, информацию. В каждом содержится какая-то своя энергетика древности. Массовое производство из камня сувениров, конечно, находит своего потребителя. Но, по-моему, уральский камень заслуживает более вдумчивого отношения к себе. Я пытаюсь более осознанно подойти к работе с камнем, к зашифрованной в нем информации. Визуально раскрыть его для человека своим языком. В своих работах я использую почти все камни Урала. Все эти камни приобретены у уральских камнерезов. Поэтому география камней немного шире, чем Урал, так как камнерезам привозят камень отовсюду. В первую очередь меня интересует не географическая и не геологическая история, а визуальный рассказ камня о себе, его выразительность.
— Есть ли у вас любимый камень?
— Наверное, нет. Ситуация как с любимой картиной: это та, которую ты делаешь сейчас. А завтра ты увлекаешься уже чем-то совсем новым. Очень часто попадаются необычные камни, с нетипичным рисунком, нехарактерным для природы, с которым интересно поиграть. Работа с камнем в живописи захватывает именно своей непредсказуемостью, своей постоянной изменчивостью. И художник всегда должен откликаться на эту игру.
— Когда я только начинала работать с камнем, более 10 лет назад, я, как художник, была восхищена возможностью использовать обычный материал (камень) в необычном контексте. И в то время я делала больший акцент на сам камень. Но позже я забросила этот проект из-за того, что он мне стал казаться немного сувенирным. Пусть и более высокого класса, чем сувенирка на лотках, но тем не менее… Какое-то время назад я вновь вернулась к этой теме. Изменилось многое. И формат работ – они стали больше. И стилистика: здесь камень уже служит обычным изобразительным материалом. Камень хоть и акцентирован, но не главный герой, вокруг него в живописи выстраивается уже своя жизнь. Сам кусочек камня на холсте небольшой – это микрокосмос, а вокруг идет расшифровка его информации, масштабирование ее на большой формат, художественная импровизация. Сейчас я пытаюсь уже по-новому экспериментировать с камнем и живописью. Начался новый период…
— Как считаете, художник должен «плыть» по выбранному течению или чаще экспериментировать?
— Общего рецепта нет. Я даже не рассматриваю прагматичные варианты, когда человек обладает какими-то ремесленными навыками, заведомо грамотно оценивает потребности рынка и начинает работать на эту нишу. Мы это не обсуждаем, если мы говорим о художественном деле, как способе высказывания, способе жизни.
Все зависит от человека, его образа жизни, ментальности и даже физиологии. Все зависит от твоей личной органики: как ты живешь, так ты и пишешь. Возможны и такие варианты, что человека «носит»: он делает много всего и очень искренне, в каких-то совершенно разных техниках и жанрах. А бывает, человек на своей волне, в одном направлении, но говорит много. Это как горловым пением, на одной-трех нотах, можно рассказать о целой жизни. Все индивидуально. Я люблю эксперименты.