Продолжаем рассказывать о каменских наивистах, сегодня — о наших современниках. На смену художникам послевоенного поколения пришли новые самодеятельные творцы. Но говорить о продолжении традиций в наивном искусстве было бы неверным. Отличие наивного искусства от академического и народного творчества в том, что оно не имеет традиций, а, значит, по наследству от мастера к мастеру не передаётся. Каждый художник по-своему уникален. Сближают их только общечеловеческие вечные темы: рождение и смерть, любовь и семья, детство и старость, праздники и любимые занятия.
Нина Белова, 1947 г.р.

Нина Федоровна увлеклась живописью в зрелом возрасте, проработав всю жизнь в строительстве. Как она сама считает, творчество стало катализатором в ее духовном и личностном развитии. Признанием ее таланта стала недавняя ее победа в межрегиональном этапе Всероссийской выставки-смотра художников-любителей и народных мастеров «Салют Победы», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В 2020 году работы каменской художницы будут представлять Свердловскую область во Всероссийской выставке-смотре в Москве.
Размик Авшарян, 1953 г.р.

Размик Файкович уроженец г. Ленинакан (Гюмри) Армении, с 90-х годов ХХ века живет в Каменске-Уральском. Он взялся за кисть после выхода на пенсию. Сюжетами его наивных картин являются пейзажи родной Армении, простые занятия в семейном кругу. Первыми почитателями были близкие и друзья, которые и посоветовали Размику Файковичу поучаствовать в городской художественной выставке. Так он стал известен каменцам. Его работы также вошли в число победителей муниципального этапа Всероссийской выставки-смотра художников-любителей и народных мастеров «Салют Победы», посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Юрий Коршев, 1936 г.р.

Юрий Яковлевич самый возрастной участник выставки «Каменский наив». С детства увлекался рисованием, но полноценного художественного образования, как представитель послевоенного поколения, так и не получил. Во время работы на уральских заводах художником-оформителем отучился заочно в Московском заочном народном университете искусств. Кроме живописи увлекается корнепластикой, его работы из дерева являются настоящими произведениями декоративно-прикладного искусства. Как говорит сам Юрий Яковлевич, всю его жизнь вдохновением для него служит природа и окружающие его люди. А поддержкой и опорой на его нелегком жизненном пути остается вера в Бога и творчество.

Митрий Бард (Дмитрий Барышев), 1966 г.р.

Дмитрий Барышев является самодеятельным художником, работая ремонтником. Увлекается живописью, графикой, пишет стихи. Творчеству посвящает все свое свободное время. Не удивительно, что его работы наполнены философским содержанием – художник много размышляет над мирозданием.
Александр Якунин, 1947 г.р.

Самобытный художник Александр Иванович Якунин всегда удивляет. Своей трогательностью и непосредственностью. В его работах есть некая точка соприкосновения ребенка прошлого и ребенка нынешнего, до сих пор живущего в душе художника. Он всегда детально сконцентрирован на окружающем мире, на лицах и эмоциях людей, на изображении животных и природы. Причем, даже в самых грустных его картинах присутствует юмор и эта неподдельная детская восторженность.
В то же время творчество наивных художников не всегда идиллическое. Например, работы одного из самых молодых художников выставки, Александра Евгеньева, 1974 года рождения, чаще всего вызывают неясное ощущение тревожности. У него нет стройного и законченного мира ребенка. Он часто зациклен на каком-то одном предмете или явлении и старается отобразить его через призму своих ощущений, не придерживаясь принятому в живописи «натурализму», ломая наше представление об искусстве, как эстетической составляющей. Если углубиться в стили и направления изобразительного искусства, то творчество Евгеньева попадает под так называемое современное направление в изобразительном искусстве — «искусство аутсайдеров». Когда человек, не получивший художественного образования, создает произведения без оглядки на зрителя, арт-рынок или иной художественный шаблон. Художник-аутсайдер работает исключительно для себя, выпуская из глубин подсознания скопившиеся там и вырывающиеся оттуда образы и идеи.

Живопись каменских наивистов очень разнообразна и индивидуальная по форме и стилистике. Свое мировоззрение авторы передают с помощью разных живописных приемов: используют локальные цвета, обобщают формы, нарочито или интуитивно деформируют предметы, акцентируя тем внимание на их функциональности, часто используют конкурные линии, симметрию, не особо размышляют над перспективой… Их сюжеты незамысловаты – дела житейские, с хлопотами и проблемами обычного человека. Чем живут, где живут, то «славят» в своих картинах. Но детский оптимизм и непосредственность делают свое дело: на полотнах возникает почти идеальный мир, с гармоничными и поэтичными пейзажами, добрыми и по-своему красивыми людьми на портретах.
Что может служить критерием оценки творчества наивных авторов? Самобытность, «свой» язык и, конечно же, огромное значение имеет личность самого художника: является ли для него искусство смыслом в его жизни, что и как он рассказывает своими работами о себе и своем мире, на что пытается обратить внимание зрителя, не втягивая его в дискуссию — что есть «хорошо», а что «плохо».
Наивное искусство основывается по большей части на этике, а не эстетике, если в понятие эстетика закладывать правила красоты в живописи: четкость линий, гармоничная композиция, владение пространством холста, умелое использование светотени и полутонов, искусство колорита. Ведь работы наивистов всегда доступны и понятны, поскольку художники стараются наиболее просто выражать волнующие их идеи, не углубляясь в символизм и скрытые смыслы. Творцы наива преподносят нам сегодня неподдельную чистоту и правду, которой так не хватает в нашем, часто фальшивом, мире, с искусственной внешностью, едой и даже мыслями. Они умудряются сберечь детский взгляд на мир и «дарят» его нам.