каменские наивисты военного поколения

Выставка «Каменский наив» продолжает свою работу до 10 ноября 2019 года. А мы продолжаем рассказывать об авторах представленных в экспозиции работ. О поколении художников-самоучек, чья юность выпала на тяжелые годы войны.

В художественной коллекции краеведческого музея имени И.Я.Стяжкина немало живописных произведений, относящихся к этому направлению.

В истории Выставочного зала даже имеется одна сборная выставка, посвященная творчеству наивных художников, которая прошла в 1991 году. Это не считая персональных выставок самодеятельных художников Каменска, которые по разным причинам не получили должного профессионального образования в советский период: помешала война и неимущее послевоенное детство. Некоторые из них прошли школу ЗНУИ — Заочного народного университета искусств в Москве. Он был основан в 1960 году на базе художественных курсов имени Надежды Крупской, в нем преподавали Роберт Фальк, Илья Машков, Кузьма Петров-Водкин и другие маститые авторы.

В свое время искусствовед и многолетний директор Выставочного зала Ирина Геньевна Глазунова наособицу отмечала творчество местных наивистов послевоенного периода. Таких, как Николай Коршунов, Александр Занадворов, Николай Булкин, Иван Грибов, Иван Папуловский, Александр Протасов, Николай Ромашов, Александр Мясников. Многие из них участвовали в городских художественных выставках. Сегодня их работы можно увидеть на выставке «Каменский наив».

Никогда не участвовал в городских выставках Александр Васильевич Хаземов (1927-2005). Был очень скромен и не считал себя художником. После войны свою жизнь он посвятил восстановлению страны, трудился на каменской «Вагранке» (кто помнит), и всегда, как вспоминают родные, рисовал. Рисовал, как мог: на простынях вместо холста, кистями из собственных волос, акварелью и гуашью вместо масла. В его пейзажах объединились традиции народной живописи-коврика (были такие в каждом доме) и чудные сказки из детства. Сегодня его работы бережно хранит дочь – Людмила Банникова, которая и открыла каменцам земляка-наивиста.

Александр Хаземов с супругой

Александр Григорьевич Занадворов (1919-1998). Старожилы Каменска помнят его как талантливого фотографа. В войну он работал на заводе, а после — начальником кино-фотолаборатории Уральского проектно-конструкторского бюро. Он был частым участником городских выставок, его фотографии города использовались для подарков гостям Каменска-Уральского. Живопись его тянула, но кисти взял в руки только на пенсии.

Александр Занадворов

Александр Анисимович Протасов (1925-1997). Начал работать на Красногорской ТЭЦ грузчиком, потом слесарем, а позже стал цеховым художником из-за тяги к рисованию. Заочно закончил курсы в Москве. Регулярно участвовал в городских художественных выставках.

А.Протасов. Мельницы, 1990-е г.

Николай Михайлович Коршунов (1924-2003). Каменский художник-самоучка. Прошел войну, о чем оставил нам свои воспоминания в автопортрете «Три танкиста», драматичным по сюжету картинам «Враги сожгли родную хату» и «Не забудем, не простим!». На выставке «Каменский наив» представлен его автопортрет и пейзажи окрестностей Каменска.

Сергей Галамага. Портрет художника Н.Коршунова — ветерана войны, 1995 г.

Николай Николаевич Булкин ( 1928-1992). Булкин родился в г. Шадринске, в семье пимоката. Отец у него умер в молодые годы, а мать их бросила. Детство и юношеские годы мальчика прошли в детском доме г. Ирбита. В юности он уже работал сапожником, а в 1946 году приехал в Каменск-Уральский, в школу ФЗО. По окончании ФЗО работал на Трубном заводе. Перед пенсией работал в ЖКО. И в это время у него появилась страсть к рисованию картин. Рисовал в основном родную природу. Его пейзажи часто экспонировались на городских художественных выставках и признавались авангардистами Свердловска. На выставке, посвященной его памяти в 1992 году, директор Выставочного зала Ирина Глазунова сказала такие слова:

Появление работ Николая Николаевича на 24-й городской художественной выставке в 1987 году произвело маленькую сенсацию: где, когда и как сформировался этот художник, глядя на работы которого никто не смоневался, что перед нами зрелый мастер со своим мировосприятием и художественным языком, тогда как выставлены были едва ли не самые первые из них. Живописью Булкин стал заниматься неожиданно, незадолго до выхода на пенсию (1988). А уж уйдя на отдых, стал писать и выставляться постоянно. И очень был плодовит, представляя на каждую очередную выставку не менее десяти работ. Здесь представлена небольшая их часть: произведения, принадлежащие музею, семье и из частных коллекция, — что удалось собрать. Остальное разошлось по друзьям, знакомым и незнакомым. В экспозицию включены также работы А.А. Протасова, А.Г.Занодворова, И.И.Папуловского, Н.М.Коршунова, Н.Н.Ромашова.

Творчество их находится в русле одного художественного течения. Его называют «примитивное» или «наивное» искусство. И если в жизни эти слова – «примитив», «наив» — приобрели некоторый отрицательный налет, то в художественном контексте они нейтральны и являются только терминами, основанными на первоначальном смысле этих слов: простой, безхистростный – значит ясный и понятный.

Мир небольших , камерных картин Н.Булкина и его коллег прост и понятен, светел и чист, и на первый взгляд кажется прозрачным и по мысли, в них заключенной, но это только на первый взгляд. За простотой и незамысловатостью внешнего ряда художественных образов кроется ясная, может быть банальная от частых повторений, но тем не менее глубокая и вечная мысль: мир прекрасен! Но прекрасен он не вообще, не глобально, а в частностях и мелочах, подробностях и деталях каждодневных проявлений. Однако светлота и чистота этого мира стерильна, стерильна от человека живущего: пейзажи пусты, портреты условны, фотографичны, пространство безвоздушно. Это от того, что внутреннее зрение художника не замутнено, кристально, и наблюдая реалии повседневной жизни природы и человека, отбирает детали и образы только со знаком «плюс», оставляя негатив за рамками картины. И это главный парадокс наивного искусства: оно реалистично, порой до натурализма, но оно же и нереально, потому что идеально.Мир, запечатленный красками на холстах – это отражение древней народной мечты о земле обетованной, о рае земном, мечты неискоренимой, вечно живущей в народе и неустанно воспеваемой им. Вот почему нам больше нравится называть таких художников как Н.Булкин народными. Не по званию, а по сути.  

Николай Булкин

Николай Никитич Ромашов (1928 -2003). Об этом художнике, как и об Александре Мясникове (1924 г.р. — ?), к сожалению ничего неизвестно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + 11 =