По 23 октября в Выставочном зале представлена картина Дмитрия Васильева «Баба Аня. Вечер».
Далеко не каждому выпадает честь стать героем книги или картины. Что для этого надо сделать? Кому-то стать легендарной личностью, кому-то просто заказать за денежное вознаграждение, кому-то достаточно быть близким человеком автора произведения. Именно к последней категории относится женщина, послужившая прообразом для картины Дмитрия Васильева.
События, о которых пойдет речь, происходили, начиная с 10-20-х годов 20-го столетия и заканчивая нашими днями. Целый век и одна небольшая история жизни маленького человека. Сильной женщины с добрым сердцем.
В далекой отсюда деревне под названием Нижняя Шорсирма (в переводе «белый овраг», потому что глину белую в тех местах добывают для побелки стен), что находится в Чувашии, жила девочка. С детства она была инвалидом — с ногами проблемы. И прозвали ее «колченогая». На работу и замуж ее никто не брал, так как работница из нее никудышная. Жила она отдельно от людей, в домике на окраине деревни. Питалась, чем придется. Люди ее подкармливали, давали посильную работу, жалели колченогую, – не звери же. И вот повадился к ней кузнец молодой из соседней деревни. А она – не избалованная вниманием и любовью, — приняла его всем сердцем.
Дитя появилось на свет, девочка. Назвали Аней. Теперь уж надо было двоих кормить. А батя отказался от них, у него ведь в другой деревне своя семья была. Зачем ему еще такую ношу взваливать? Не протянула долго молодая мама, скончалась, когда девочке было то ли 8, то ли 12 лет. Кто ж упомнит за давностью лет?
Осталась дитя сиротой. Приютила Аню сердобольная жительница деревни и стала растить ее как свою дочь. А этой доброй женщиной была не кто иная, как бабушка нашего художника Димы Васильева.
Время было тяжелое тогда. Все взрослые обязаны были работать не по одной смене, а со своего личного хозяйства продукты сдавать для государства. С утра до работы сдавали молоко, яйцо, масло, получали за это копеечки. За молоко ничего не давали, так забирали. Приноровились хозяйки масло взбивать для сдачи, а остатки от молока детям скармливать. Время-то голодное. А поборы огромные. За корову – налог. Даже с яблонь налог платить надо. Поэтому и яблони повырубали от греха подальше. С одеждой и обувью тоже проблемы были. Не было ничего. Из обуви – самодельные лапти. А чтобы по деревенскому бездорожью передвигаться можно было, привязывали к лаптям березовые чурбачки и как на каблуках ходили. Вот такое время было военное…
Когда у женщины, приютившей Аню, появились свои дети, девушка оставалась на хозяйстве, а взрослые работали с утра до ночи. Со временем Аня стала незаменимой помощницей в доме. А дети называли ее мамой.
Сосватался к Ане жених, сыграли свадьбу. Дом строили всей деревней. Зажили они в новом доме душа в душу, родился сын. Теперь, помимо «приемных» детей, у нее еще и свой ребенок был. Долго ли, коротко ли сказ сказывается, Анна мужа схоронила, сына женила. Невестка, попав в дом жениха, сразу невзлюбила свекровь и начала ее всячески выживать. Анна по-прежнему на хозяйстве была за всех домочадцев. Невестка же в доме ничего не делала, нашла в соседней деревне работу «непыльную». Сын пристрастился к бутылке, да по пьянке начал нередко избивать мать. Уже в преклонном возрасте, намучившись так жить, Анна приняла решение уйти в дом престарелых туда, где ей обеспечат какой-никакой уход и заботу, а главное – спокойствие на старости лет.
Похоронив сына, баба Аня недавно скончалась, прожив на этом свете почти 100 лет в трудах и заботах. Целый век и одна краткая история жизни маленькой женщины с большим сердцем.
А память о ней осталась в виде картины, на которой изображена пожилая женщина, занятая повседневными рутинными домашними делами. Вечная труженица, всегда в делах и заботах. Именно такой ее помнит художник Дмитрий Васильев, именно такой он изобразил бабу Аню на холсте. За ее могилкой сейчас ухаживает отец Дмитрия, который по-прежнему с ней разговаривает, как с живой, называя не иначе, как Анне, что значит Мама.
Виктория Ламзина