СЕРГЕЙ БЕСЕДА и его «Антикитч»

21 декабря 2019 в Выставочном зале открылась персональная выставка каменского художника Сергея Беседы «Антикитч».

В экспозиции представлены живопись и графика разных лет: ранние реалистичные этюды и зарисовки, и свежие полотна в духе беспредметной живописи. Художник не старается понравится зрителю, его творчество не вписывается в рамки современного коммерческого искусства. Постоянный поиск, развитие, честность по отношению к себе и зрителю — этим принципам Сергей Беседа не изменяет никогда.

Автор о своей выставке:

Китч (немцк. Kitsch – халтурка, безвкусица, «дешевка») – одно из ранних стандартизированных проявлений массовой культуры, характеризующееся серийным производством и статусным значением. Ориентирован на потребности низкоразвитого сознания человека.

Понятие «китч» возникло в Германии в 1860 году для обозначения художественных предметов, которые производились для американских покупателей и продавались на европейских вернисажах. Происхождение слова восходит к двум немецким глаголам kitshen (делать кое-как) и verkitschen (продавать совсем не то, что заказано). Эти предметы обладали низкой стоимостью и низким художественным качеством. Китч сразу же стал оппозиционировать дорогому, высокому, аристократическому искусству.

Так как слово вошло в употребление в ответ на большой объем появившихся в XIX веке художественных работ, в которых эстетические качества были перепутаны с преувеличенной сентиментальностью или мелодраматичностью, китч наиболее близко ассоциировался с искусством сентиментальным, приторным или слезливым. Однако это слово можно применить к предмету искусства любого проявления, неполноценному по подобным причинам.

Поскольку китч имеет негативный смысл («дешевка», фальшь), то у него отсутствует устойчивый и бесспорный образец. Чаще всего он проявлялся в статуэтках, открытках и картинах (живопись), которые приобретались для создания уютной среды в домах. Так сказать, для интерьера.

Китч исполнялся профессиональными мастерами, художниками, однако, был ориентирован на стандартный усредненный вкус. Иногда предметом китча могут называть всевозможные сувениры. Китч стали определять как эстетически обедненный объект низкопробного производства.

Чем же вреден китч? Чем может грозить ошибка во вкусе, когда привыкаешь к китчевым вещам? Наверное, не только потерянными средствами – если купил понравившуюся картину, но и испорченным вкусом своих потомков. Работа-то, картина, будет передаваться по наследству, в лучшем случае после вашей смерти окажется на помойке.

Данная выставка сложилась почти спонтанно, поначалу хотелось показать более «смотрибельные» для зрителя работы, более привычные обывателю. Но моим кредо в творчестве является честность по отношению, прежде всего, к себе и к зрителю. Творчество на пути достижения знаний и профессионализма в искусстве. И в сегодняшней экспозиции можно проследить этот путь.

Я всегда стремлюсь создать свой образ или явление, которое было бы самодостаточным. Часто это выходит в противопоставление коммерческому искусству – мои работы очень редко находят своего покупателя.

Но нарочитая красота, которой старается обзавестись массовый зритель, меня и не радует, а зачастую еще и вызывает внутренний протест против фальшивой «красивости». Отсюда и возникает мой «антиэстетический» (без красоты и гармонии в общепринятом понимании) продукт (явление).

СЕРГЕЙ БЕСЕДА

  • Родился 25 июля 1974 года.
  • Образование: Катайское педагогическое училище, отделение ХТФ (1991-1995). Нижне-Тагильский государственный педагогический институт, отделение ХГФ.
  • Главное дело его жизни – живопись и рисунок, но пробовал себя и в скульптуре. Постоянно выходит на пленэр. Нравится познавать физические явления на практике. Выставочная деятельность весьма скромна.
  • Своими учителями считает преподавателей худграфа – Ларису Грачикову, Олега Подольского, Владимира Наседкина, Рифата Мамутова, тагильских художников – Сергея Брюханова, Наталью Бортнову, Диану Брюханову. И своего друга – каменского художника Владимира Суханова, который помог сформироваться Беседе как художнику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *