9 января в городском выставочном зале состоялась творческая встреча с нашей землячкой, а ныне художницей из Екатеринбурга Катериной Поединщиковой. В родном Каменске у Катерины впервые проходит персональная выставка под общим названием «Рождение мифа». Нейтральное название, не акцентирующее внимание на какие-то конкретные образы или указывающее на какой-либо определенный период, выбрано не случайно.
Персоналка охватывает весь творческий путь Кати: от школьных, еще несмелых, карандашных рисунков и до мощных, масштабных по размеру, и вызывающих немало споров, работ из «бажовской» серии.
На встречу с Катериной пришли ее первые учителя из детской художественной школы № 1, местные художники и все, кому надоело бездельничать в длинные зимние каникулы. Общение с интересным и востребованным на сегодняшний день мастером началось с небольшой экскурсии по выставке, где представлено множество рисунков, выполненных еще во время учебы Катерины на худграфе Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии, ее первые самостоятельные работы и последние, нашумевшие «бажовские» сюжеты. Именно в академии Катя впитала в себя тот особый дух свободы, что присущ сегодня всем представителям нижнетагильской современной школы. Ее поиски себя простираются от монохромных набросков, где еле угадываются очертания человеческой фигуры или банального натюрморта, и до яркой цветастой живописи с гротесковыми цирковыми персонажами. Вообще гротеск с его преувеличенной или даже извращенной реальностью, граничащей с карикатурой и фантасмагорией, очень присущ Поединщиковой.
Та же представленная на выставке работа «Самые нежные мамины руки» вызвала неоднозначную реакцию у каменцев и не всем понравилась: «если только котик… Да, только котик выручает)))». Привычную и знакомую всем длинноволосым девочкам ситуацию с плетением мамой косичек художница передала с таким юмором и даже сатирой, что не всеми «прикол» был воспринят (беззубый в этом нежном возрасте рот перекошен, отпугивают глаза — выпученный от боли один и прищуренный до уродства другой). И в то же время картина полна такого оптимизма и детского задора, радости и восторга. Просто от того, что ты живешь, что еще нет взрослых проблем, что можно травить кота, «прикалываться» над мамой, визжать и хулиганить и, главное, тебе за это пока ничего не будет…
Исполняя роль экскурсовода по своей выставке, Катя не раз отмечала: художник пишет, как дышит – в творчестве очень важна искренность. А еще работоспособность – творить всегда и везде, не давать себе отдыха. Выполняя этот завет, из своих путешествий по миру она всегда возвращается с новыми творениями, наполненными свежими впечатлениями и эмоциями. Кстати, об эмоциях. Кто бы ни побывал на ее персоналке – хоть старый, хоть малый (правда, постарше 16 лет) — все уходили потрясенные. Эмоционально. Катина экспрессия и мощь, вангоговский колорит и откровенный эротизм никого не оставили равнодушными. Все отмечают ее «неженскую живопись», брутальность и резкость ее кисти. Интересно, а кто это, простите, поделил живопись на женскую и мужскую? Что за дискриминация?! Разве эротизм и восхищение женским телом присущи только художникам-мужчинам? Кате интересно все! Ей интересна сама жизнь, во всех ее проявлениях: секс, спорт, путешествия, девчачьи междусобойчики, красивые виды на развалины, море и пляж, мистика и философия… Ее женщины зачастую гротескно некрасивы, но их тела и позы животно притягательны. Как и мужчины. Сила притягательности ее живописи — в сексуальности, причем, сексуальности именно первобытной, животной, ничем не приукрашенной, без смущения. Это как флюиды и феромоны, которые сильнее любых парижских ароматов. Может, потому ее живопись считают неженской, что не пристало, считается, женщине выказывать свою сексуальность? Традиции, клише, навязанные стереотипы? Да сказки все это! 21-й век на дворе!
Сказки?! Катя и их внимательно читала. Бажова, к примеру. Второй раз перечитала уже взрослая, состоявшаяся. И… сотворила «своего» Бажова. Да такого, что все советские «бажововеды», да и сам он, вероятно, в гробу перевернулись. Рассказывая каменским зрителям о создании своей бажовской серии, она подчеркнула об осознанном ее подходе к культовым персонажам (и множество представленных эскизов к серии- тому свидетельство), о скрытой мистичности нашего уральского писателя, его намеках на потусторонний подземный мир, который в советское время «причесали» под сказку. Катины Хозяйка Медной Горы, Мастер, Огневушка-Поскакушка, неопределенные андрогенные существа и уральское зверье – зловещи и мифически загадочны. Женские существа, причем, из северных нацменьшинств, одновременно эротично притягательны и смертельно опасны, они страстны и необузданны, но холодны и безжалостны, готовые в любой момент изогнуться в змеином прыжке и ужалить. Они на самой грани перевоплощения рептилии в человека и обратно. Картины этой серии полны символов и мифологии, причем, мифы собраны со всего мира! Потусторонний мир, оказывается, везде одинаков: опасен и враждебен для человека земного. Композиция и колорит монументальных «бажовских» работ таковы, что стоя перед ними, человек невольно ощущает себя мелким и слабым существом перед стихиями земли, воды, древних уральских скал и подземного синего огня. Изогнутые тела, острые вершины треугольников-гор, горящие пятна уральских самоцветов и сворачивающиеся в кольца змеи и ящерицы, преувеличенно длинные конечности существ, с пальцами-щупальцами – все двигается, извивается, пляшет вокруг тебя и готовится затянуть в свою глубокую воронку, в царство Хозяйки Медной Горы…. Да-а-а… Катерина заставляет задуматься над еще одним прочтением Бажова, только уже для взрослых. Где герои обращаются к нашему подсознанию и к нашим ощущениям, где важен подстрочник и готовность к принятию мифов.
Напитанные таинственным и мистическим Бажовым в трактовке Кати Поединщиковой, и прочувствовав ее эмоциональную живопись, зрители сели рисовать с натуры. Модель была хороша! В любимой катиной расцветке: красно-черные платье и шляпа, золотые волосы и огромные глаза. «Рисуйте – как видите!» — главная установка художницы. Платье на модели может быть и зеленым, и синим, а сама она может стать брюнеткой, линию можно вести краской, а можно и фломастером, лица у нее может и не быть, и шляпы — тоже. Почувствуйте себя творцом мифа! Полная вам свобода!
Что тут началось! Опытные художники взялись писать в разных манерах, а неопытные им подражали. Взявшие кисть впервые, зарядившись от мастеров, смело мешали краски и широко махали кистью, забыв или так и не узнав про несочетаемые цвета и прилизанные реалистичные формы академизма. Прямо как Катя…
P.S. Выставка Катерины Поединщиковой «Рождение мифа» продлится до 24 января 2016 года.