Целью нашего совместного проекта по проведению передвижных художественных выставок в Исправительной колонии № 47 является духовное развитие сотрудников через познание мира красоты, любви к своей малой родине, через знакомство с творчеством художников родного города, воспитание эстетического вкуса, умение видеть и воспринимать красоту родного края, любоваться и восхищаться ею, и радоваться ей.
Выходцы из студии Жулковского.
В коллекциях Городского выставочного зала собрано богатое художественное наследие Каменска-Уральского, живописные и графические работы местных художников с конца XIX века. Многие авторы являются самодеятельными и талантливыми художниками, оставившими свой след в творчестве родного города.
Зарождение активной художественной деятельности в Каменске-Уральском началось в 50-х годах прошлого века. Со студии изобразительного искусства в ДК УАЗа, которую организовал в 1949 году художник ДК Иосиф Жулковский. Главной задачей студии было научить технике художественного мастерства. В разные годы в студии занималось от 12 до 50 человек разного возраста. Самодеятельные художники не только учились азам живописи, но и на деле применяли полученные навыки: создавали декорации к спектаклям, оформляли к праздникам Дворец культуры и парк отдыха УАЗа.
Именно студийцы стали организовывать первые художественные выставки, где представляли на суд зрителя свои работы. Многие воспитанники студии стали самодеятельными художниками, часть продолжила образование в художественных ВУЗах. Несмотря на то, что студия просуществовала до середины 60-х годов, художественная жизнь Каменска после ее закрытия не прекратилась. Самодеятельные художники продолжали собираться, обмениваться опытом, создали творческое объединение, проводили выставки. Значительную помощь в этом оказал созданный в краеведческом музее в 1973 году художественный отдел.
Предлагаемая выставка представляет работы художников, выходцев из творческой студии Иосифа Жулковского, тех, кто стоял у истоков зарождения художественной деятельности Каменска-Уральского – Владимира Суханова и Николая Пинигина. К сожалению, оба не дожили до сегодняшнего дня, но их жизнь продолжается в их работах. В экспозиции представлены их пейзажи середины и конца XX века. Вы можете увидеть город Каменск-Уральский и его окрестности такими, какими видели их ваши родители. Оба художника получили профессиональное художественное образование. Суханов впоследствии много лет преподавал в Детской художественной школе № 1. Оба постоянно участвовали в городских художественных выставках.
Что такое пейзаж? Это жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком, природа. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.
И Суханов, и Пинигин писали пейзажи настроения, отображая в своих картинах или чувства тоски, грусти и безнадежности, или тихой радости. Оба художника, несомненно, особо трепетно относились к родной природе. Им обоим присуще желание постоянно вглядываться в природу, общаться с ней, запечатлевать тончайшие оттенки ее состояния в разное время года. Вообще, жанр пейзажа для наших художников является самым притягательным жанром. Ведь природа, которая окружает каменских художников, является одним из самых ярких и непрекращающихся жизненных впечатлений, создающих настрой души мастера.
Суханов. Цвет настроения — солнечный
Владимир Дмитриевич Суханов родился в 1937 году в деревне Сарагулка Туринского района, Свердловской области. Окончил Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле в 1964 году. Работал заводским художником на Электромеханическом заводе и преподавал в ДХШ № 1. К сожалению, в 2002 году художник ушел из жизни.
Любимые жанры Суханова – портрет, натюрморт и пейзаж. На данной выставке представлены несколько его пейзажей из запасников Выставочного зала. В его «Звенящем пейзаже» доминирует лирический подход к теме малой родины, к излюбленному каменскими фотографами и художниками уголку нашей природы – месту слияния рек Исети и Каменки. Это полотно очень поэтично, в нем радуется солнечным лучам солнечно-осенний лес, голубые уральские горы, зеркалом уходящая к горизонту река. Мягкая, обобщающая манера живописи, светлая и радостная, передает настроение яркого ощущения жизни даже привычно депрессивной осенью.
Живопись Суханова очень эмоциональна, часто символична и декоративна, здесь бушует весь красочный спектр и вся видимая красота мира, искусно подчеркнутая, да еще и приукрашенная темпераментным автором. Цвет в его картинах приобретает, кроме его основного изобразительного значения, символический смысл, выражая различные оттенки чувств и ощущений. Друг художника, художник и педагог Иван Васильевич Паздников говорил: «С годами у Владимира Дмитриевича появился, только ему присущий декоративизм, облекающий собой крепкие формы. Притом, что пейзаж тяготел к эпичности и реализму, портрет – к сентиментальности и романтизму, натюрморт – к лиризму и символизму». Именно в данном пейзаже Суханов раскрылся как смелый мастер цвета: многообразная трактовка художником цвета просто поражает. Его чистота и открытость, зачастую локальность. Массивные, но пластичные пятна с сочетаниями синего, пурпурного, синего и желтого, сочного оранжевого на заднем плане, на переднем начинают немного дробиться на бордовые и желтые брызги березовой листвы, светлые скальные рефлексы. Изображение гор, реки, березовых рощиц весьма условны. Все подчинено цвету. Буйство красок и зеркальная гладь спокойной воды, встроенные в ритмичную композицию всей картины, вызывают у зрителя целую бурю неосознанных чувств. А главное, — восхищение: «Вот ведь где я живу!»
Самым растиражированным, а значит, по достоинству оцененным натюрмортом Суханова является «Обморок сирени». И опять же главенствующую роль в успехе картины сыграла цветовая гамма. Сочные и широкие мазки ультрамарина с бело-розовыми вкраплениями создают лишь намек на соцветья традиционного весеннего букета. Остроконечные зеленые листочки легким контрастом оттеняют цветы, а тень от вазы и самого букета образуют сиреневую дымку, благодаря которой и создается ощущение, что все изображение плывет… Предобморочное состояние. От густого сладкого аромата. От желания окунуться лицом в это сиреневое облако… И тут эмоции переполняют. И впечатления.
«Этюд-впечатление таковым и является – вспышка живых ощущений художника, нашедших воплощение в красках. Этюдность – характерное состояние многих экспонатов Суханова. И за ней – этюдностью – стоит драгоценное качество живого отклика на разные аспекты бытия», — опять же пишет в своих воспоминаниях о друге Иван Паздников.
Владимир Дмитриевич Суханов, несмотря на то, что из-за болезни прожил недолго, оставил после себя огромное творческое наследие из жизнерадостных пейзажей и натюрмортов, портретов своих друзей и знакомых, множества набросков и этюдов, посвященных теме родного края, родного города и времени, в котором он жил.
Пинигин. Летописец в красках
Николай Алексеевич Пинигин родился в 1933 году в д. Медвежка Ситниковского сельсовета Омутинского района Тюменской области в семье рабочего. Жизнь его семьи складывалась в основном так же, как и у большинства простых людей этого времени. В 1941 году, когда началась война, отец ушел на фронт, а мать осталась с четырьмя детьми в чужом селе. Старшему Николаю пришлось одновременно с учебой много работать.
В 1947 году получил образование, окончив Горно-Щитскую семилетку, после чего работал разнорабочим, слесарем-инструментальщиком на обувной фабрике в Свердловске.
И все же тяга к живописи побеждает. В 1951 году поступил на дневное живописно-педагогическое отделение Свердловского художественного училища, которое закончил в 1956 году. Практику проходил в республиканской газете «Бурят – монгольский комсомолец» в г. Улан-Удэ. Вернулся на Урал, с женой приехал в Каменск-Уральский, где работал художником-оформителем на различных предприятиях.
С 1959 года Николай Алексеевич ежегодно участвует в городских художественных выставках, у него было несколько персональных выставок. Работы Пинигина неоднократно выставлялись на профессиональных художественных выставках в Свердловске-Екатеринбурге. Любимый его жанр – пейзаж, где он стал настоящим мастером. На протяжении всей своей жизни Пинигин оставался крепким реалистом в живописи: его пейзажи настолько реалистичны не только по стилю, но и по месту, где это было написано. Название его работ – почти точный их адрес.
Его пейзаж «Старый Каменск. Улица» уносит нас в уходящую историю Каменска-Уральского. Совсем мало осталось уже подобных уголков, где еще жива память о прошлом. Память живет в самом сюжете: в деревенском колодце и в неизменной сирени в палисаднике, в старом пятистеннике с красной проржавевшей крышей, в вечерних посиделках на лавочке бабушек, вспоминающих былое… Пейзаж просто переполнен ностальгией по прошлому, неспешному миру старого города, каким он был когда-то, и каким уже никогда не будет. Пинигин в пейзажах умеет, как никто другой, передать малейшие оттенки чувств и эмоций. Вечернее солнце мягко заливает весь этот глухой, но такой уютный уголок. Высветляя и «прихорашивая» старые постройки – колодец, забор, крышу. Общая тональность картины стремится к холодному цвету – голубое небо, сизые и зеленоватые деревья на заднем плане. Однако вечернее летнее солнце, пригревая землю, оживляет передний план с дорогой, усыпанной теплым песком, с забором из штакетника и нагретой к вечеру крышей терракотового цвета.
Гармония композиции, выбранной автором, подчеркнута диагональю дороги, уходящей вглубь, ярусами деревьев и кустарников переднего и заднего плана, построек, линейно сходящихся в одной точке в самом центре картины. А там сидят две бабульки, переделавшие все домашние дела. Деревенская идиллия. Зрителю так и хочется пройти дальше по этой дороге, послушать вечером соловьев, которые, вероятно, поселились вон в тех густых кустах, насладиться тишиной в полуденном летнем дне. Одним словом, отдохнуть от городского шума и забот.
Рассмотрим еще один пейзаж. Уже осенний. «Осень на Каменке». Настроение пасмурного дня художник передает в красках. Холодное голубое небо набухло дождевыми тучами, синий цвет реки отдает сталью, а лес на дальнем плане темный и неприветливый. В ветвях ярко-желтых пока березок гуляет холодный ветер, вызывая рябь на поверхности реки. Сухие былинки травы на переднем плане тоже склоняются под его порывами. Ненастье… Не оставляет ощущение безнадежности, которая нас ждет впереди, долгой морозной зимой. И даже легкие тени от деревьев, намекающие на то, что высоко слева из-за туч иногда проглядывает солнышко, не спасают от чувства безысходности, какую навевает этот осенний пейзаж. Однако художнику удалось и в этом унылом времени найти и показать зрителю неброскую, неяркую, красоту места, где он живет. Живет и любуется. В этом излюбленном уральскими художниками сочетании синего с желтым заключена вся поэзия уральской природы. Ее музыка. Композиция выстроена художником так ритмично, что глаз, начиная с переднего плана, с сухих былинок, постоянно цепляется за все новые и новые линии среднего и заднего плана – скала, берег реки, вода, другой берег реки, березы, скалы, лес, небо… Взгляд все время движется, устремляясь к небу. И эта динамика не позволяет оцепенеть от холода и безнадеги, которую вызывает у зрителя ожидание зимы.
Как говорила известный искусствовед Ирина Геньевна Глазунова, Пинигин был настоящим профессиональным художником, причем, большинство своих работ писавшим на пленэре. Ему удавалось не только точно и реалистично передать задуманный сюжет и саму картинку, что у него перед глазами. Он умел передать саму атмосферу, даже, можно сказать, погодные условия, в которых писалась картина. Он очень любил городской пейзаж: старый город с разрушающимися кирпичными постройками, с церквями и монастырем. И не только Каменск-Уральский, он много путешествовал по России и из каждой поездки возвращался с новыми впечатлениями в виде новых работ. К сожалению, в прошлом году художника не стало. В этом году ему бы исполнилось 85 лет.
***
Хочется надеяться, что сегодняшний материал пригодится всем. И тем, кто давно является ценителем искусства, и тем, кто впервые увидел «вживую» картины, написанные маслом, для кого искусство было лишь далеким и абстрактным понятием. С помощью нашей экскурсии вы не станете профессиональным знатоком каменского искусства, но хотя бы научитесь просто «читать» живопись, с помощью художников видеть красоту окружающего мира.