Владимир Дмитриевич Суханов

Владимир Дмитриевич Суханов (1937-2002)

Сергей Галамага. Портрет В. Д. Суханова. х.,м

Живописец, график.  Работал в разных жанрах. Особенно любил портрет и натюрморт.

1955 – пришел в студию ИЗО Иосифа Ивановича Жулковского в ДК УАЗа.

1958 – впервые выставил свою работу.

1965-2001 – ежегодное участие в Городских художественных выставках. Каменск-Уральский.

1975 – Выставка, посвященная 30-летию Победы. Каменск-Уральский.

1979 – Выставка «Памяти художника Юрия Дойникова». Каменск-Уральский.

1984 – Выставка «Портрет в творчестве городских художников». Каменск-Уральский.

1993 – Выставка «Каменск в произведениях художников». Каменск-Уральский.

1999 – Выставка ко Дню пожилого человека. Каменск-Уральский.

2001 – Выставка «Краски Каменска». Екатеринбург.

2002 – Выставка из фондов «Каменские художники». Каменск-Уральский.

И. Глазунова и Л. Лавит на открытии мемориальной выставки Владимира Суханова. 2012 год

Биография Владимира Суханова, написанная его супругой Людмилой Лавит:

«Суханов Владимир Дмитриевич родился 19 мая 1937 года в д. Сарагулка Туринского района на севере Свердловской области.

В июне 1941 года отец ушел на фронт, тяжело заболела мать, и Володя с младшей сестрой оказался в Ирбитском детском доме, где пробыл до конца войны. Неумевший ещё писать пятилетний Володя посылал отцу на фронт письма-рисунки.

Вернувшись с войны, отец забрал детей из детского дома, женился на женщине с двумя детьми, а позже родилось еще трое. Жизнь была очень тяжелая, голодная. Семья переехала в Каменск-Уральский. Отец работал в щебеночном карьере. Жили в бараке.

Старший из семерых детей Володя любил рисовать, но пошел в ремесленное училище учиться на слесаря. Окончил его в 1954 году и до армии два года работал на Красногорской ТЭЦ.

С 1956 три года служил на Севере на ядерном полигоне острова Новая Земля. Атомные испытания проводились в атмосфере, над водой и под водой. Своими глазами трижды видел ядерный гриб, находился в 50 километрах от эпицентра. Но служба в армии, кроме всего прочего, дала и сильнейшие впечатления для художника: Северный Ледовитый океан и северные сияния.

Владимир Суханов. Море. Лодки. Этюд. К., м., 1970-е

После армии уже ничто не могло помешать Владимиру осуществить свою мечту – учиться в художественном училище. В 1959 году, приехав в Нижний Тагил в Уральское училище прикладного искусства, он успешно оканчивает его в 1964. Очень много дал Владимиру Суханову приход в училище молодого тогда преподавателя – художника Тимофея Коваленко. Теперь это известный уральский художник, член Союза художников СССР, академик живописи, живет и работает в Перми. С большой благодарностью всегда вспоминал В. Суханов любимого учителя и его решающую роль в формировании мировоззрения молодого художника: «Уже только на четвертом курсе именно с помощью Коваленко мне открылось в живописи то, что стало главным для меня как художника на всю жизнь».

После училища В. Суханов возвращается в Каменск-Уральский и начинает работать художником в только что открывшемся Дворце культуры «Юность», интересно оформляет дворец к первому Новому году, оформляет оперные спектакли, которые ставил первый директор дворца бывший оперный певец А. Селиверстов.

Владимир Суханов. Натюрморт. К., м.

Несколько лет Владимир Дмитриевич работал художником на ПО «Октябрь». Завод выпустил новый радиоприемник, но принимающую комиссию не удовлетворил внешний вид прибора. Возникла напряженная ситуация со сроками и с планом. Перед группой художников была поставлена задача – быстро найти решение, эстетичное, экономичное, повышающее конкурентоспособность прибора. С увлечением занялся Владимир Суханов новым тогда дизайнерским делом. Художникам была дана возможность побывать в Москве и Ленинграде на промышленных выставках, познакомиться с советскими и зарубежными аналогами. В результате из ряда проектов Госкомиссия утвердила проект Суханова, и именно таким приемник и пошёл в серию. В дальнейшем Владимир Дмитриевич с удовольствием вспоминал об этой работе и сожалел, что больше ему не привелось заниматься дизайном всерьез.

Дальше много лет была работа преподавателем живописи и рисунка в 1-й, затем во 2-й художественных школах Каменска-Уральского, сотрудничество и дружба с коллегами и талантливыми художниками Виктором Седовым и Владимиром Поспеловым.

В. Суханов обладал несомненными педагогическими способностями, а главное – способностью видеть ошибки в работах и в своих, и работах других художников и учеников. Он мог и объяснить и показать на деле, что и как необходимо исправить. Сам прекрасный рисовальщик и живописец, он пользовался любовью и уважением учеников, многие из которых и после окончания художественной школы поддерживали с ними дружеские и творческие связи.

Владимир Суханов. Портрет сына. К., м.,

Некоторое время В. Суханов работал художником-оформителем в алюминиевом техникуме, на электромеханическом заводе, во Дворце культуры Синарского трубного завода. Принимал участие во всех ежегодных выставка городских художников. Живописец, график, работал в разных жанрах, особенно любил портрет и натюрморт.

Большой любовью В. Суханова было творчество Михаила Врубеля, а «Царевна Лебедь» была любимым женским образом в живописи. Врубель – великолепный мастер портрета, в основе которого точный рисунок, мастер цвета, художник-философ. Объективно оценивая созданное, Врубель говорил о своих работах: «…Более чем правда – красиво и звучно», подчеркивая, «более чем правда». В. Суханов часто говорил своим ученикам: «Не старайтесь писать точно так, как есть в натуре, в живописи свои законы». По гармонии и темпераментности цвета, по глубине и напряженности его Врубель был очень близок Суханову. В некоторых работах Суханова прослеживается художественное родство с Врубелем («Цыганка», 1980).

Владимир Суханов. Цыганка. К., м., 1979

Очень нравилась В. Суханову реалистическая живопись Николая Фешина. Совершенный рисунок, блестящие импровизации, портреты, написанные в свободной, ярко-живописной манере. Фешин был колористически одаренным художником, учителем цветового мировосприятия и виртуозно рисовал. В живописи, как и Н. Фешин, В. Суханов обращал внимание на композицию цветовых пятен и добивался подчинения их главному цветовому пятну. Он стремился к строгому соблюдению тоновых отношений, связи цветовых пятен, вписыванию одного цвета в другой, мягким переходам из цвета в цвет, в особенности в портрете и в обнаженной натуре.

Владимир Дмитриевич был всесторонне образованным человеком, всю жизнь он занимался самообразованием. Когда-то в детстве он познакомился с народной музыкой: дома на гармошке играл отец. Володя учился играть тоже и даже участвовал в оркестре народных инструментов. Любовь к русской песне осталась навсегда, но в дальнейшем он очень полюбил и классическую музыку. Всю жизнь собирал фонотеку, в которой наряду с Мусоргским, Скрябиным, Свиридовым, Чайковским и Бетховеном есть и симфонии Брукнера, Малера, и любимый Рахманинов – продолжение Врубеля в музыке, и поэтичный художник и композитор Чюрлёнис… Из всех искусств на первое место ставил музыку. Очень любил русскую литературу, хорошо знал Толстого, Чехова, Лескова, много стихов знал наизусть и часто читал их друзьям. Название одной картины Суханова – «Обморок сирени» – строчка из стихотворения О. Мандельштама: «Художник нам изобразил глубокий обморок сирени…»

Владимир Суханов. Обморок сирени. 1995. К., м.

В.Д.Суханов был сильный и очень добрый человек, верный друг и большой Мастер.

Скончался художник от тяжелой болезни 17 сентября 2002 года. В.Суханов постоянно творчески рос, и трагедия художника в том, что он не успел воплотить в картинах то, что уже знал и мог. Будучи очень требовательным к себе, он неоднократно отказывался от предложения устроить персональную выставку, говоря о своих работах: «Это вчерашний Суханов, сегодня я уже не так вижу и понимаю, у меня еще нет работ моего сегодняшнего видения». Говоря о будущей персональной выставке, он намечал большие творческие планы…»

Владимир Суханов. Звенящий пейзаж. К., м., 1995

Ирина Глазунова, искусствовед, директор Городского выставочного зала о художнике:

«Он искал Красоту. Он жаждал Её. Он умел разглядеть Её и отдать холсту и краскам. Он знал тайну превращения натуры в живопись, живописи в жизнь.

Владимир Суханов писал самые красивые и совершенные творения Господа: цветы и женщин, первых наделяя торжеством женского обаяния, вторых превращая то в бутон с едва уловимым ароматом, то в пряное полуденное соцветие.

Красота, которую исповедовал Суханов, имеет много чувственных оттенков: от тишины и покоя созерцания скромного полевого цветка до исступления и экстаза откровенного разглядывания распустившейся розы.

Для этого он использовал весь художнический арсенал, которым владел, этому были посвящены поиски новых выразительных средств.

Цвет, свет, пространство, энергия мазка – все это, освещенное Любовью и освященное Добром, заряжено на поиск глубины выражения. Наделенный талантом «первовидения», художник выплескивал свежую эмоцию в этюде «alla prima», страстно желая возврата, зрелого размышления над первым впечатлением в мастерской. Жизнь же не дала ему такой возможности, но есть в этом смысл: правда открытого чувства равносильна откровению глубоких погружений разума».

Владимир Суханов. После дождя. Аллея. К., м., 1997

Иван Паздников, Директор Каменск-Уральской Детской художественной школы № 1, Заслуженный работник культуры РФ,  из статьи к выставке:

«Рисовальщик, живописец, оформитель, монументалист – художник, без которого была бы неполной, менее яркой картина состояния художественной жизни в Каменске-Уральском.

Мне, автору этой статьи, посчастливилось быть в кругу его друзей, иногда наблюдать процесс создания им произведений, видеть медленное изменение взглядов приверженца классицизма на авангардное искусство в сторону его признания и взвешенной, а порой, бурной симпатии к нему.

У Владимира Дмитриевича в жизни была счастливая встреча с Учителем – мощным художником Тимофеем Коваленко. След остался на всю жизнь в ученике и выразился в характерных живописных обобщениях, темпераментной кисти, ясности композиции. «Коваленковость» характерна для ранних работ В. Д. Суханова. Но, в изменившейся живописной манере ученика, Учитель до последних холстов присутствовал.

С годами у Владимира Дмитриевича появился только ему присущий декоративизм, облекающий собой крепкие формы. Притом, что пейзаж тяготел к эпичности и реализму, портрет – к сентиментальности и романтизму, натюрморт – к лиризму и символизму.

Владимир Суханов. Осенний натюрморт. К., м., 1996

Отдельно от живописи стоит акварель – чудная сама по себе, особенно в исполнении Суханова. Его акварель можно назвать «школьной» по характеру постановок, но манера исполнения делает «школьность» менее заметной, и на передний план выходит Художник со своей самобытностью.

Многое из представленного на выставке можно отнести к понятию «накопление материала» — наброски, этюды. Но какая рука! Какой точный взгляд на объекты жизни! Какой психологизм в маленьком рисунке, именуемым наброском! По деталям, по свидетельствам различных ситуаций, по их узнаваемости, полноте в каждом тематическом карандашном листе усматривается картина.

Этюд-впечатление таковым и является – вспышка живых ощущений художника, нашедших воплощение в красках. Этюдность – характерное состояние многих экспонатов. И за ней – этюдностью – стоит драгоценное качество живого отклика на разные аспекты бытия.

Владимир Суханов. Мальчик. Этюд. К., м. 1970-е

Сейчас можно точно сказать, что Художник, к сожалению, недовоплотился, ибо его любопытствующий взгляд на авангард не успел произвести изменения в его художественном сознании: слишком много сил было потрачено на борьбу с тяжелыми болезнями. Но со зрителями – с нами остался искренний лирик, точный реалист, тонкий романтик, эпический монументалист, и немаловажно добавить – Гражданин. Тому подтверждением являются темы, посвященные Игорю Талькову, Великой Отечественной войне. Но и пейзаж земли уральской, земли русской, и портреты красивых русских людей – из внутренней позиции Художника-Гражданина.

Творческий итог Владимира Дмитриевича Суханова – пример преданности искусству и силы человеческого духа».

Владимир Суханов. Портрет И. Жулковского. Этюд. К., м., 1979

Художник Иосиф Жулковский об ученике:

«Жаль, что жизнь у хороших людей чаще всего такая короткая.

Еще вчера на выставках художников Каменска-Уральского нельзя было пройти, спокойно без волнения, мимо творения Владимира Суханова. Его работы светились жизнью, правдой, богатством красок, крепким рисунком.

Творческая жизнь Владимира молниеносно вспыхнула, но оказалась недолгой.

Окончил ремесленное училище. Стал молодым рабочим на Красногорской теплоэнергоцентрали. Однажды Володя зашел во Дворец культуры Уральского алюминиевого завода и увидел художника, пишущего на огромном холсте портрет вождя. Завороженный увиденным, Володя не мог оторвать взгляда от работы художника. С тех пор изобразительное искусство стало частью его жизни.

Надо сказать, что в послевоенные годы была огромная тяга, потребность в искусстве у всех людей. Стены Дворца культуры УАЗа едва вмещали всех желающих участвовать в художественной самодеятельности.

Через год-второй Вовик с самодельным этюдником с такими же ребятами, как и он, стал проявлять свои незаурядные способности на занятиях в изостудии. А еще через годик с этим же этюдником пошел служить в Советскую армию. Служил на севере на Новой земле. Его там заметило и оценило начальство. После окончания армейской службы поступил в Нижнетагильское художественное училище и успешно окончил его. Вернулся в свой родной город. Жил активной жизнью художника, славился оформительскими работами. Преподавал изобразительное искусство в художественных школах города. Был активным участников всех городских художественных выставок.

Портрет в творчестве Владимира Суханова занимал особое, ведущее место. Характер, образ, колорит – все это было главным в портретах Суханова. Когда он работал над портретом, он целиком был поглощен натурой. Из под кисти Суханова портрет выходил живым, одухотворенным.

Мне жаль и еще раз жаль, что так рано пришлось расстаться с талантливым честным умным художником, человеком и большим другом».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

два − один =