Идея выставки «наСЛЕДиЯ» возникла изначально из экологической инициативы, из желания достучаться до зрителя и показать всю важность проблем, связанных с нашим бездумным потреблением и отношением ко вторсырью.
Но когда мы стали работать над концепцией, искать пути, которыми можно осветить эти проблемы с помощью изобразительного искусства, то пришли к выводу: всё вышеупомянутое лишь симптомы, следствия нашего образа жизни, образа мыслей.
Есть такое понятие «общество потребления», когда люди покупают товаров и услуг больше, чем им требуется. И речь не только и не столько о том, что мы потребляем много материальных благ, следовательно, производим много мусора, который загрязняет планету и т.п. Речь о нашем мировоззрении, так называемом «потребительском» сознании и отношении к жизни.
Мы стремимся облегчить свою жизнь, сделать её более комфортной. Удовлетворяем свои сиюминутные прихоти и потребности, реальные или мнимые. Пытаемся с помощью вещей восполнить недостаток общения, добиться признания, самоутвердиться, подчеркнуть свой социальный статус… Вещи выходят на первый план, становятся главной ценностью.
Проблема возникла не вчера. Ученые и художники обращаются к этой теме с середины ХХ века, в последнее время всё чаще. А каменские авторы? Как они осмысляют подобные идеи, как их творчески выражают?
Мы собрали эту выставку не для того, чтобы вы резко поменяли свой образ жизни, ограничили потребление, отказавшись от своих привычек и комфорта. Лишь хотим привлечь внимание, дать повод задуматься и пробудить желание взглянуть на себя со стороны. Давайте вместе рассуждать, исследовать и становиться лучше.
Пара слов о работах от кураторов и от авторов (авторский текст выделен курсивом).
БОБРОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИСЛАВОВНА
Родилась в Каменске-Уральском. Окончила ДХШ № 1. Затем СХУ им. И. Д. Шадра и УрГАХА, (графический дизайн). Преподаёт в СХУ им. И. Д. Шадра, иллюстрирует книги, занимается графическим дизайном.
Родина. Триптих. Бумага, коллаж, смешанная техника. 2017
«Родина – это в первую очередь про себя самого. Каждый из нас часть огромного коллажа, чёрно-белого, цветного, фактурного или объёмного. Наши поступки являются зеркалом. Порой, заглянуть в это зеркало глубже = выйти из зоны комфорта, а значит спросить себя «что я могу изменить?»
Коллаж для работы выбран не случайно. В силу своей многослойности, коллажность позволяет передать живую фактуру окружающей действительности. Наслоение разных образов в коллаже – это мы, люди, такие же разные, каждый со своим прошлым, со своей историей, которая формирует нас по отдельности и одновременно создаёт целый образ страны, родины.
Листая старые журналы, найденные у бабушки, я увидела на картинках ту, другую реальность, в которой жили наши родители, дедушки, бабушки. Именно эти пожелтевшие страницы журналов сформировали целый ассоциативный ряд: вещи, человек, история, поколения, место, я. Все это тонко переплетено. Помимо журнальных вырезок, я использовала спички, жгут, пожелтевшую бумагу – то, что остаётся для меня словно чем-то безвременным и вместе с этим, наоборот, очень мимолётным. Разные фактуры внутри коллажа – это как отсылка к родному месту, для каждого оно своё.
На работах можно заметить узнаваемые или не очень цитаты из фильмов, которые так же передают крепкую связь между человеком и его местом и отсылают к форме ностальгии.
Мы формируем место и место формирует нас. Благодаря этому триптиху я стала больше копаться в истории своей семьи, узнавать и составлять древо, искать ту самую цепочку связей, которая делает нас – нами, меня – мной».
Окончила музыкальную школу. Выпускница художественно-графического факультета Нижнетагильского государственного педагогического института. Преподаёт в Детской художественной школе № 1. Пишет стихи.
Апрельский прорыв. Триптих. Бумага, карандаш. 2020
Графические листы созданы в апреле 2020 года, в период начала пандемии, время неожиданных изменений и неизвестности. Композиции наполнены тёмными пятнами и спиралями, которые затягивают беспомощную и напряженную человеческую фигурку. Герой ныряет в неизвестность, оказывается во власти стихии. Но лучи света пронизывают работу, даря надежду. И в заключительной части триптиха герой вырывается, взлетает к солнцу, одерживая победу над обстоятельствами и над самим собой.
ГЛАЗУН АЛИНА ЮРЬЕВНА
Родилась в Кировограде, позже переехала с семьёй в Москву. Изучала историю искусств и занималась академическим рисунком на факультете искусств МГУ им. М.В. Ломоносова. Участвует в российских и зарубежных выставках современного искусства. Организовывала выставки молодых художников, занималась образовательными проектами, читала лекции по истории искусства.
Стыдно. Реди-мейд. 2019
«…Несколько лет назад в прекрасном Тобольске высадился московский художественный десант в составе меня, Димы Гутова, Пахома, Кирилла Светлякова, Саши Шарова, Пети Кирюши, Саши Гронского и ещё много кого [замечательного] с миссией провести образовательный интенсив для сибирских/уральских молодых художников.
Сначала мы все вместе влюбились в город (ну такой прям русский Цюрих)… А потом мы влюбились и в наших ребят-художников, которые приехали из разных городов, чтобы послушать нас и рассказать нам о себе…
С некоторыми из ребят мы по-прежнему поддерживаем общение. А Виталик из Каменска-Уральского уже сам курирует выставку в которой участвуют художники со всего мира и даже пригласил меня присоединиться.
Я конечно очень обрадовалась и навоображала, какие классные работы я сделаю специально для Виталика, но, увы, меня хватило только на маленькую зелёную штуку с золотистой кисточкой.
Прости, Виталик, мне очень грустно и немножечко стыдно!
Но я в тебя верю🖤» (Из сопроводительного текста к работе «Стыдно» для проекта «Стена», 2019).
Окончил художественно-педагогическое отделение Алма-Атинского художественного училища им. Н. В. Гоголя, затем ЛВХПУ им. Мухиной в Ленинграде по курсу «Повышение квалификации руководящих работников и специалистов легкой промышленности». Был скульптором на Фарфоровом заводе в Капчагае, главным художником в ТОО «КОФАР», в Кокчетаве, зам. директора по художественно-дизайнерской работе ООО «Фарфор Сысерти». Участвовал в выставках в России и за рубежом.
Органайзер. Пенопласт, гуашь, маркер. 2017
Это своеобразная игра, в которую художник предлагает погрузиться, пофантазировать и совместно со зрителем создать нечто иное, полезное и интересное из материалов, применяемых в упаковке. Например, органайзер из пенопласта. Выемки органично стали ячейками для хранения блокнотов, листочков, заметок. В них можно поместить фломастеры, карандаши, маркеры, кисти, булавки и множество других необходимых мелочей. С помощью самодельного органайзера все мелочи будут под рукой в одном месте. А значит, наведётся порядок в нашей жизни и, соответственно, в голове.
Из серии «У страха глаза велики». Пенопласт, винил, гуашь, фломастеры. 2021
Люди в центре композиции с искаженными лицами от волнений, боли, тревог из-за избытка пугающей информации, которая окружает их со всех сторон, проникая в мозг, в нервную систему, во все закоулки души, влияя на восприятие и качество жизни, не давая ни малейшей возможности избежать стрессов.
«Рамка из пенопласта, найденного на мусорке. Потолочная плитка, люди их стопками выбрасывают. Беленькие хорошенькие, отлично на них ложатся маркер и краски».
Окончил Детскую художественную школу № 1 в Каменске-Уральском, затем худграф Нижнетагильского педагогического института. Преподает в ДХШ № 1. Художник, дизайнер, издатель, музыкант. Участник международных выставок.
Ветер с моря дул. Реди-мейд, коллаж. 2019
Произведение про столкновение ожидания и реальности. Что мы ожидаем увидеть на берегу моря? Отправляясь отдыхать на природе, хотим дышать свежим воздухом и купаться в чистом море. А находим следы пребывания тех, кто отдыхал до нас.
«При создании этой работы использованы предметы, найденные на берегу Чёрного моря в промежутке от посёлка Джанхот до Прасковеевки. Работа являет собой импровизацию».
Кости. Холст, смешанная техника. 2017
Коллаж на холсте. Современная вариация на тему «Ванитас» — аллегорического напоминания о бренности материального (библ. «Суета сует…»). Правда, классические композиции жанра, помимо различных символических предметов всегда изображали человеческий череп. Здесь же мы видим разрозненные фрагменты человеческого скелета. От черепа осталась лишь несоразмерно большая челюсть. Эти ископаемые кости, соединённые неестественным образом – то, что мы оставим потомкам?
Крик овальной луны. Реди-мейд. 2021
«Является самым что ни на есть найденным искусством. Подобные вещи творит сама жизнь, генерируя в постоянном режиме объекты искусства. Эта крышка найдена после ремонта возле чёрного входа в художественной школе. Я прошёл мимо неё один раз и сразу «оценил». Чуть позже вернулся и поднял, покрыл акриловым лаком чтобы зафиксировать красивый тонкий слой пыли на поверхности. Крик у Луны осипший, тонкий и из последних сил…»
Кротовая нора в несбывшиеся воспоминания. Коллаж, смешанная техника. 2017
То, как сложилась наша жизнь – следствие принятых нами в различных обстоятельствах решений. Несбывшиеся воспоминания – вероятности развития событий, уже нам недоступные. Наши сожаления о сделанном выборе порождают мысли: «что было бы, если…» Кротовая нора – понятие из физики, связанное с теорией относительности. Туннель, теоретически позволяющий совершать путешествия между отдалёнными уголками космоса, между параллельными вселенными, путешествия во времени. Пройти по ней – значит получить возможность изменить прошлое, всё исправить.
Из серии «Пелёнки». Бумага, коллаж. 2017
«Эту серию коллажей «пелёнками» назвал Ваганов В.Г. Мне понравилась такая трактовка. По сути – это вольные сиюминутные импровизации. Материалы: мешки со старыми журналами, фотографиями, выкрасами и гофрокартон. Серия появилась после того как в мои руки попали большие листы гофрокартона. Захотелось сделать коллаж в большем масштабе, нежели а5 или а4».
Пелёнка – то, во что заворачивают ребёнка с первых дней жизни. Спеленать – значит удержать, уберечь от опасных действий. Ограничить, но и защитить. Коллаж собирает осколки окружающего мира, что окутывает нас снаружи и держит.
Помнишь? Реди-мейд, смешанная техника, коллаж. 2018
«Вольная трактовка того момента, когда тебя спросили: «Помнишь?». Тонкая грань момента с начала произнесения вопроса (пока ещё не ясно, о чём спрашивают) и до конца, когда вопрос уже ясен и есть куда устремить свои нейронные связи. Визуализация ситуативного пейзажа на уровне микромира, взаимодействия частиц, обмена электрическими зарядами. Внутри всё намного сложнее чем кажется…»
Приобретение и поддержание душевного равновесия. Природные материалы, коллаж. 2018
Человек социальное существо. Для нас душевная гармония невозможна без гармонии в отношениях с другими людьми. Что характеризует такие отношения? Равновесие, равноправие, естественность, хрупкость…
Скальп. Природные материалы, реди-мейд, коллаж. 2018
Камыши, залитые бетоном или сквозь бетон пробившиеся? Столкновение природы и человека, естественного и искусственного. Наша попытка подчинить среду своей воле. Кто выйдет победителем из этой схватки? И будет ли победитель?
Скраб для лица. Реди-мейд, коллаж. 2018
Художник напоминает об ответственности. Предлагает вернуть выброшенный мусор из внешней среды в личное пространство. Использовать его, как скраб, чтобы очистить своё засорённое бесконечным потреблением сознание.
«Возможно это только игра в композицию, жонглирование чем-то помимо красок. Эклектика набора провоцирует выстраивание новых логических цепочек в голове. Протест против продуктовой «реальности». Представьте себе непотушенный окурок, летящий не просто мимо урны, а прямиком в корзину подсознания…»
Сублимация. Реди-мейд, природные материалы, коллаж. 2018
Наша жизнь непрерывно наполняется вещами. А наш мозг превращается в воронку, в которую валится, как мусор, бесконечный поток информации извне. Реклама со всех сторон льётся в наши глаза и уши. Воспринимать её мы уже не в состоянии. Но одно знаем точно: все наши импульсы и влечения можно удовлетворить приобретением соответствующего продукта или услуги. Об этом не устают напоминать маркетологи и рекламщики. Потребление – как сублимация любых желаний.
«В этом что-то есть, но адекватно переваривать внешний поток становится всё труднее».
Чистое восприятие формы в аналитическом искусстве. Цементная паста, бумага папье-маше, гофрокартон, акрил, пластика. 2018
Предназначение художника – творить, создавать что-то новое. Невозможно создавать новое, мысля и действуя шаблонно. Художник должен быть способен постоянно выходить за рамки, экспериментировать.
«Попытка взглянуть на форму объекта вне канвы воспитанных системами знаний и предрассудков. Чистая пластика».
Эхо ковров. Серия. Холст, маркеры. 2019
Конспекты радиопередач. Текст, написанный в 3, 6, 9 слоёв. Каждый новый слой создаёт всё более причудливый узор, но, вместе с тем, усложняет восприятие информации. Превращает текстовое сообщение в бессмысленную картинку.
ПРОДОС НИКОЛЬ ВЯЧЕСЛАВОВНА
Окончила ДХШ № 1 города Каменска-Уральского. Студентка кафедры графического дизайна УрГАХУ.
Бегущая строка. Бумага, гелевые ручки. 2014
Темой выпускной работы Николь в художке стала тяга людей к шоппингу и её причины. Исследование вылилось в карикатурную графическую композицию, наполненную толпами людей, горами товаров, информационным шумом. Покупатели втискиваются в лист, наплывают со всех сторон, объятые одним желанием – заполучить новую вещь. Над этим столпотворением доминирует бегущая строка с рекламой, призывом приобретать ещё больше.
СЕРГЕЕВА ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА
Окончила свердловский техникум пищевой промышленности. Занималась рисованием в студии Аллы Беленко, посещала «Группу продлённого дня» под руководством Марианны Касимовой в ДХШ № 1.
Сувениры. Реди-мейд, природные материалы, коллаж. 2021
«Какая, оказывается, красота кроется в старых, потрепанных годами, деревяшках. Приговоренные к сожжению обрезки старой веранды, останки спасенного соседского домика, рухнувшего древнего забора могут превратиться в необычное творение. Стоит только приложить фантазию, и эти старые обрезки обретают вторую жизнь. Как же интересно и увлекательно собирать сувениры из этих тёплых, старых деревяшек, от которых веет прошлым! И вот уже стоят рыбацкие поселки, полярные городки, монастырские постройки, деревенские улочки, городские высотки».
ТЕРЕХИНА СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
Окончила ДХШ № 1, Профессиональное училище № 15, г. Каменск-Уральский (швея). Затем Екатеринбургскую академию современного искусства», направление «Искусства и гуманитарные науки». Художник, дизайнер.
Наигрались… Рэди-мэйд, инсталляция. 2022
Зрелище горы игрушек, которая непрерывно растёт, знакомо многим родителям. Подарки на праздники, гостинцы от бабушек, мимоходом купленные в магазине мелочи и т.п. Детям большинство из них быстро надоедает и лишь захламляет пространство. Какова их дальнейшая судьба? Отдать, передарить, отнести на свалку. А ведь львиная доля этих пластиковых мелочей не пригодна для переработки. «Красиво, ярко, но, на самом деле, печально…»
ЯКУНИН АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Приехал в Каменск-Уральский в возрасте пяти лет вместе с родителями, так и остался здесь жить. Творческая деятельность началась в 90-е гг. с росписи гуашью дверей в собственной квартире. Продолжилась маслом на холстах. Самодеятельный художник.
При жизни рай. Холст, масло. 2022
История из нашего «сегодня»: общество потребителей живёт в погоне за материальными благами, создав себе сиюминутный рай слепцов. Люди смотрят на красивый природный пейзаж, но он только на экране, а вокруг смрад, грязь, помойка. Почему окружающий пейзаж столь не привлекателен? Да потому что сами гадят там, где живут.
Братья по разуму. Холст, масло. 2022
А эта история уже из будущего: после Апокалипсиса выжил один человек. И снова на Земле наступил каменный век. Человек сталкивается с единственной задачей – выжить. Поэтому и материальные ценности отошли на второй план. И не удивляется выживший встрече с инопланетными существами. Напротив, помогает им выбраться из постапокалиптической грязи.
Кромешна + nonpandoras «Волосатые Звёзды». CD, 100 копий
«Недавно мне в руки попал старый детский аккордеон. Извлечённые из него звуки были записаны на плёнку в режиме неравномерного ускорения. Прослушав то, что получилось, у меня возникла идея сделать совместный космический звуковой трип с Костей nonpandoras. Зная Костину страсть к гитарным дронам, я предложил ему записать материал определённого настроя. В голове крутились воспоминания того, как, будучи на образовательной программе по современному искусству в Тобольске, в определённый момент времени на коворкинге с Теменом Протеем мы слушали одну из работ Стива Райха и рисовали «царапины». Темен даже пританцовывал, уйдя в себя и растворившись в звуке. Мне захотелось скрестить ощущение от услышанного тогда звука с хмарью «Кромешны». Но оставаться в привычных хтонических корнях проекта не хотелось. Поэтому мы полетели в космос и цветные абстракции. Простые ритмичные гитарные пассажи Кости, переходящие в прозрачный гул, импонировали моему космическому настрою. Также интерес в том, что мы выбрали ограниченную палитру средств: гитара и аккордеон. Последующие аналоговые и цифровые доработки подрихтовали произведение до нужного результата. Взяв за уши мои размышления о бесконечности космоса, «Волосатых Звёздах Винсента ван Гога» (спасибо Эдуарду Лимонову за название) и беззаботных путешествиях в глубоких тёплых снах, мы притянули их в одно материализовавшееся нечто. Думаю, что это неплохой повод предложить вам непринуждённые полёты на ваших внутренних космических кораблях» (Виталий Маклаков).
Выставочный зал. Связь. Реди-мейд. 2022
Что, если наши связи с миром, предметами, людьми представить в виде струн? Как они будут звучать пока существуют? Как будут звучать в момент обрыва? Будут ли они упорядочены, как в фортепиано, или спутаны?