8 августа в 18.00 Выставочный зал приглашает горожан на «Вечер японских искусств«. Акция пройдёт в рамках фестиваля «Неделя японских искусств на Урале».
«Неделя японских искусств на Урале» – фестиваль, в течение которого пройдут мастер-классы и демонстрации традиционных японских искусств. Основные мероприятия пройдут в Екатеринбургском Ельцин-центре с 5 по 11 августа. На один день праздник приедет и в Каменск-Уральский.
Икэбана будет представлена мастерами школы Согэцу Румико Мацумура (Токио) и Ураной Куулар (Москва); живопись тушью сумиэ – Наталией Безвуляк (Москва), кимоно – Мари Тиба (Токио).
В программе также презентация детской книги Марины Голомидовой «Приключения Макса в Японии», демонстрация фуросики екатеринбургского специалиста японских искусств – Маргариты Абдуловой, мастер-класс по оригами Татьяны Пономаревой.
Инициатор фестиваля – Марина Рудольфовна Голомидова, основатель японского движения на Урале, кавалер ордена Восходящего солнца. «Несмотря на время отпусков, мы запланировали фестиваль в августе – специально для тех, кому интересно и дорого японское искусство. Мне хотелось собрать лучших японских и российских мастеров, которые познакомят жителей города и области с непреходящей красотой Японии«.
Каменску-Уральскому очень повезло: на выставку своей коллекции кимоно Марина-сан привезёт мастеров высочайшего уровня, способных наглядно продемонстрировать горожанам древние японские искусства.
КИМОНО:
Мастер – МАРИ ТИБА (Токио).
Мари Тиба – член общества «Япония-Россия», известный просветитель. Мастер традиционных японских искусств. На протяжении многих лет Мари-сан приезжает в разные города России, где знакомит жителей с особенностями японской одежды, чайной церемонии Тяною и обучает изготовлению картин тигириэ. Ведет курс кимоно в посольстве РФ в Токио.
Национальный костюм – неотъемлемая часть жизни японцев и сегодня. Создание и украшение кимоно – древнее, почитаемое искусство. Выбор подходящего случаю кимоно, его надевание и подбор аксессуаров требуют безупречного художественного вкуса и знания всех тонкостей сложного традиционного этикета. Мастеров такого уровня не много даже в Японии, к ним обращаются в особых случаях за помощью и советом.
Виды кимоно, особенности его создания и украшения, составные части и аксессуары, тысячелетняя история и современные тенденции – все это нюансы известны Мари Тиба. Она раскроет каменцам тайны облачения и ношения национального костюма своей родины и продемонстрирует сложный и длительный процесс надевания кимоно.
ФУРОСИКИ:
Мастер – МАРГАРИТА АБДУЛОВА (Екатеринбург).
Маргарита Абдулова – менеджер по развитию Информационного культурного центра «Япония». Сфера интересов: японская чайная церемония, икэбана, японская каллиграфия, кюдо (искусство стрельбы из лука). «Мне нравится открывать японский характер для других людей, участвуя в жизни центра и создавая художественные проекты. Я хотела бы, чтобы как можно больше русских людей имело возможность культурного обмена с японской стороной».
В быту японцам успешно удаётся сочетать практичную простоту и изящество. Прекрасный пример тому – платки фуросики. Искусство упаковки с помощью квадратных кусков ткани жители страны восходящего солнца используют как для переноски вещей, так и для эстетичного оформления подарков. Это не только красиво, но и удобно. Можно завернуть предметы любой формы, и нет нужды выбрасывать после, как бумажную одноразовую обертку или полиэтиленовый пакет. Несколько простых узлов превращают фуросики в экологичную сумку, стильный аксессуар, элегантную упаковку.
СУМИЭ:
Мастер – НАТАЛИЯ БЕЗВУЛЯК (Москва).
Наталия Безвуляк — профессиональный художник, член Московского Союза художников, член Всеяпонской ассоциации суйбокуга (живописи тушью). Сертифицированный преподаватель суйбокуга. Участник российских и международных выставок.
Живопись сумиэ иногда называют искусством пустоты, она воплощает эстетические принципы Страны восходящего солнца: изысканную простоту, скромность, недосказанность. Мастер не пишет предмет, но стремится перенести на лист его сущность, отбросив все лишние детали. Тушь никогда не заполняет всё пространство бумаги, оставляя у зрителя ощущение мимолетного видения, которое на мгновение проступило в дымке. Сумиэ сродни медитации, рисунок рождается из гармонии художника, бумаги и кисти, требует концентрации и отточенного мастерства.
ИКЭБАНА:
Мастера – РУМИКО МАЦУМУРА (Токио) и УРАНА КУУЛАР (Москва).
Румико Мацумура – известный мастер икэбана, сертифицированный преподаватель школы икэбана Согэцу. Преподавала искусство японской аранжировки цветов в Великобритании (Кембридж, Оксфорд и Стратфорд), Германии. Участник множества японских и международных выставок.
Урана Куулар – мастер и преподаватель икэбана школы Согэцу и чайной церемонии Омотэсэнке, специалист по японским садам, ландшафтный дизайнер. Много лет преподаёт чайную церемонию в Японском фонде в Москве, член Международной Ассоциации Преподавателей Согэцу и Ассоциации Японских Садоводов. Участник международных выставок. Регулярно повышает квалификацию у ведущих японских мастеров, в том числе у Главы школы Согэцу Аканэ Тэсигахара.
Древнее искусство создания цветочных композиций икэбана возникло из традиции ритуальных подношений в храмах, но постепенно заняло важное место и в светской жизни японцев, не утратив своей сакральности. Икэбана глубоко символична, во время её создания руки мастера воплощают мировую гармонию. Сотни лет правила составления композиций почти не менялись, пока в начале ХХ века художник и скульптор Софу Тэсигахара не основал школу Согэцу. Свобода творчества возобладала над канонами: мастер школы Согэцу волен выбирать форму, размер и состав композиции. Впервые стало возможно использование не только живых сезонных растений, но и других природных и искусственных материалов. Свобода самовыражения в сочетании с древними принципами икэбана принесли Софу Тэсигахара мировую известность. Сегодня Согэцу – крупнейшая школа икэбана не только в Японии, но на всем земном шаре.
ОРИГАМИ:
Мастер – Татьяна Пономарева (Каменск-Уральский).
Татьяна Пономарева в представлении не нуждается. Уже больше десятилетия она преподает детям искусство складывания фигурок из бумаги – оригами, и руководит городским японским центром.
Искусство оригами возникло в глубокой древности и имело ритуальное значение. Долгое время складывание из бумаги было забавой аристократов. Из бумаги изготавливают амулеты, фигурками оригами украшают подарки. Принципы оригами широко применяются в мировой архитектуре и дизайне. К ним обращаются математики и конструкторы. У детей складывание развивает пространственное мышление, фантазию и мелкую моторику.
«Приключения Макса и его верных друзей в Японии».
Марина Голомидова (Екатеринбург) презентует свою новую книгу.
У полюбившейся многим истории мальчика Макса и его кошачьих друзей наконец-то вышло продолжение. Герои отправляются в Японию по следам сбежавшего Вулфи. Вторая книга – не только увлекательное приключение, но ещё и путеводитель для детей по Японии и её культуре. Книга дополнена чудесными иллюстрациями Натальи Безвуляк и Екатерины Бахаревой.
Стоимость билетов:
200 рублей
190 рублей – пенсионеры, студенты
180 рублей – школьники с 16 лет
100 рублей — дети до 16 лет