Социализированный супрематизм Антона Таксиса (экспертное мнение)

Супрематические импровизации Антона Таксиса  (к персональной выставке «Супремус. Силуэт. Импровизации»).

Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию…

К. Малевич

Городской выставочный зал Каменска-Уральского знакомит горожан с творчеством современного уральского супрематиста Антона Таксиса. Персональная выставка графических и живописных работ «Супремус. Силуэт. Импровизации» является ярким и неординарным событием в культурной жизни города и уральского авангардного искусства.

Современная жизнь немыслима без достижений научно-технического прогресса и развития нанотехнологий. Упрощение и комфорт быта, быстрый темп жизни способствуют адаптации современного сознания к модным гаджетам последнего поколения (айфонам, смартфонам, планшетам и др.), к использованию интернета, быстрому принятию решений, скорости передвижений. Простота и лаконичность форм характерны и для современного изобразительного искусства – архитектуры, скульптуры, дизайна, способствующих формированию пространственной среды и, как следствие, мышления и мировоззрения человека.

Первые шаги к этому были предприняты ещё в начале XX века художником будущего, мыслителем и революционером в искусстве Казимиром Малевичем, создавшем новый стиль искусства – супрематизм. Основанное им в 1915-1916 г.г. объединение художников-авангардистов «Супремус» объединило такие громкие имена, как Л. Попова, А. Кручёных, И. Клюн, О. Розанова, В. Хлебников, Н. Удальцова, А. Экстер и др., которые в своём творчестве воплощали другое –  «передовое» искусство и новое видение жизни.

Начало ХХ века было ознаменовано формированием нового сознания и восприятия мира на фоне трагических исторических событий (первая мировая война, свержение царя, октябрьский переворот, гражданская война и пр.), открытий в области науки (квантовой физики, астрономии, химии, микробиологии, генетики и пр.), развития фотографии и кинематографа, появления новых течений в искусстве – в литературе и театре, в архитектуре и живописи – кубизм, кубофутуризм, абстракционизм, лучизм, конструктивизм, супрематизм и пр.

Футуристическая выставка «0,10», открывшаяся в Петербурге 19 декабря 1919 года стала ключевой в представлении новых идеалов сознания и искусства будущего. Знаменитый «Чёрный квадрат» К. Малевича по замыслу автора воплощал собой Абсолют, «нулевую форму» и полный отрыв от предметного мира, так называемую нулевую отметку, обозначающую переход к беспредметному искусству. Подобное революционное мышление было непонятно и запрещено в советской действительности.

Сегодня, 100 лет спустя, это искусство не потеряло своей актуальности и новизны. Творчество Антона Таксиса – яркое тому подтверждение.

Супрематическая геометрия форм – это своего рода художественный текст, олицетворяющий авторскую индивидуальность в передаче творческого замысла, и сформировавшееся мышление в ходе его личностной деятельности,отразившей эмоциональную, рациональную стороны изобретательности художника.

Неожиданные комбинации супрематических элементов, – основанные на линеарности силуэта, лаконизме форм, контрастности цветового звучания и семантике[1] смыслового подтекста, актуального и понятного зрителю,– Таксис разворачивает на плоскости, в пространстве, наполняя его метафорами, гиперболами и аллюзиями[2]. Так смысловое содержание выражается в авторском видении композиционных преобразований, являя тем самым синтетическое воплощение художественной образности и целостности форм. В частности, это проявляется в серии «Соблазн» (2016 г., бумага, аппликация) и работах «Голубой период Пабло» и «Розовая Мерилин» (2016 г., бумага, цифровая печать).

Импровизации на тему арбуза воплотились в серии «АРтБУЗа», где выделенные буквы «Т» и «А» ненавязчиво отсылают к инициалам автора. Узнаваемые арбузные полосы преображаются в разные символы, представляя зрителю юмористический дизайнерский взгляд на культурные артефакты ХХ века. («Мадам Грицацуева», «Пупок супрематический», 2013 г., оргалит, эмаль).

Индивидуальный стиль мастера характеризуется простотой и выразительностью пластического языка, символической обобщённостью, построенной на глубинных смыслах и понимании первичности геометрических форм (круга, квадрата и треугольника) и основных локальных цветов (черного, белого и красного), известных ещё с древнейших времён и переосмысленных художником в контексте XXI века (серия «Царь-Квадрат», работы «Попутного ветра» и «Сам иди туда», 2013 г., оргалит, смешанная техника). Также в серии «ХХ век. Рефлексия» (2017 г.) идёт парафраз известной цветной трилогии К. Малевича – «Черный квадрат», «Красный квадрат» и «Белый квадрат»[3], но Таксис акцентирует внимание то на красный, то на чёрный, помещая их в центре композиции, и «усиливая» акцентным агрессивным звучанием дополнительных объёмных элементов с торчащими в разные стороны гвоздями. Названия «Каждый за себя» и «Гражданская война» говорят сами за себя, раскрывая внутреннее содержание картин.

Серия «Мохнатые» представляет собою аппликации из полиграфических обрезов, где уже известный квадрат (круг, треугольник) «выходит» из плоскости листа в объёмное пространство, посредством трансформации и импровизации с «мохнатой» фактурой («Мохнатый круг», «Мохнатый квадрат», «Мохнатый треугольник», 2016 г., бумага, смешанная техника).

Искусствовед и художник А. В. Степанов характеризует стилистическое направление деятельности Антона Таксиса как «социализированный супрематизм», продолжающий идеологию социально-тематических работ «главного супрематиста» – Малевича. И неудивительно: социальная сфера органично вплетается в содержательный и культурологический контекст произведений искусства через символы и знаки. Формированию нового авангардного мышления способствует окружающая среда, личностный опыт деятельности художника и духовный рост, интеллектуальный уровень развития, мировосприятия и культуры самовоспитания.

Таксис Антон Гарьевич живёт и работает в Екатеринбурге. Родился в 1956 году. После окончания школы работал слесарем механосборочных работ на Уральском электромеханическом заводе. Учился в Свердловском архитектурном институте по специальности «Архитектура жилищно-общественных сооружений». Работал художником-оформителем, техником-архитектором, дизайнером. Будучи специалистом в области промышленной графики, А. Таксис разработал более 200 товарных знаков, эмблем и проектов фирменного стиля. Такой жизненный опыт – работа на заводе, обучение архитектурным основам, художественно-оформительская работа, графический дизайн – всё это сформировало особое пространственное мышление – цельное и лаконичное, отсюда и стремление к простоте, выразительности форм, цвета и содержания.

С середины 80-х годов ХХ века художник стал создавать собственные произведения знаковой графики, кодируя информацию и наполняя идеями, символами и знаками, превращая их в артефакты супрематического толка; в качестве отправной точки – идеологическая основа теории «искусства будущего» Казимира Малевича и его объединения «Супремус».

Признание художественных заслуг, творческих поисков, импровизаций с формой и символами, переосмысление известных в мировой культуре сюжетов, образов и героев способствовало вступлению в профессиональные сообщества –«Союз дизайнеров России» (2000 г.) и «Союз художников России» (2010 г.)

 В 2012 году он получил благодарность от Союза художников «За большой вклад в развитие изобразительного искусства Российской Федерации». На сегодняшний день Антон Таксис – активный участник международных, всероссийских, межрегиональных, региональных, городских и персональных выставок. Его произведения хранятся в музеях Екатеринбурга, Томска, Нижнего Тагила, Красноярска, Ханты-Мансийска, Милана, а также в частных коллекциях нашей страны и за рубежом.

Современное уральское искусство многогранно, и творчество Антона Таксиса отражает одно из интересных его проявлений – идейно-философское направление супрематизма, основанное на теории предельной геометризации формы, чёткой силуэтности символической содержательности, что позволяет автору быть понятным и современным зрителю, экспериментировать и воплощать творческие идеи в действительность.

Ирина Зябликова-Исакова, искусствовед, член Международной Ассоциации искусствоведов AICA, эксперт по культурным ценностям Министерства культуры РФ


[1]Семантика — наука, занимающаяся осмыслением слов, букв, философскими языковыми аспектами, благодаря которой можно вычленить соотношения фраз, слов, символов, выявить взаимосвязь со значениями.

[2]Аллюзия — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намек на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закрепленный в текстовой культуре или в разговорной речи.

[3]«Черный квадрат» (1915, 1929, Третьяковская галерея, Москва), «Красный квадрат» (1915, Русский музей, С-Петербург) и «Белый квадрат» («Белое на белом», 1918, Нью-Йоркский музей современного искусства).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 5 =