Во вторник в Социально-культурном центре каменский скульптор Ральф Орлов отметил свой 65-летний юбилей персональной выставкой. Услышал в свой адрес много теплых слов и благодарности от городских властей, от друзей и посетителей выставки.
Горожане, пришедшие на выставку, отметили большое количество портретов известных в Каменске людей, которых больше помнит старое поколение. Среди них — портреты Михаила Раппопорта, Бориса Исааковича Смоляницкого, Валентина Васильевича и Людмилы Павловны Килячиных, легендарного Вилса Андреевича, Сергея Васильевича Эйтмана, Николая Геннадьевича Тарских и других.
Среди макетов скульптур можно увидеть когда-то задуманное еще Владимиром Пермяковым — рабочая модель скульптуры Петра I (авторы — Р.Орлов и О.Камерлохер), которая, по мнению Пермякова, вместе с барельефами, подобными «Бородино», должна была находиться недалеко от монумента «Пушка». А у знакомого всем песика Тарика (скульптура стоит в Тимирязевском сквере), чей макет также находится в экспозиции, заблестел нос — поглаживают «на счастье». На выставке много не очень известных публике работ старых каменских мастеров — Владимира Пермякова и Юрия Северухина, находящихся в коллекции Ральфа Орлова — он дружил с ними много лет. А также работы художника Валерия Петухова. Свою персональную выставку юбиляр так и назвал «Круг друзей».
Описывать произведения искусства — неблагодарное дело, лучше сами сходите и посмотрите. Выставка работает до 15 декабря. А мы пока предлагаем вам познакомиться с интереснейшей автобиографией Ральфа Орлова.
Ральф Павлович ОРЛОВ
Родился 25 ноября 1954 в г. Каменск-Уральский Свердловской области. Папа из семьи репрессированных кулаков д. Потаскуево — Орлов Павел Андреевич, 1924-2002 гг. Мама, Клавдия Николаевна, вятская (Кировская обл.), высланная на завод УАЗ с 16 лет. Она из семьи председателя колхоза д. Пичужка. Сегодня ей уже 92 года. Вот такой союз, замес, получился у моих родителей.
Окончил школу № 28, которую снесли в 2017 году – на 49 квартале по ул. Октябрьской. Кто хорошо знает город, знаком, что такое 49-й квартал, — был самый бандитский рабочий район. Каждый вечер после школы приходилось с кем-то драться. Папе, как фронтовику, дали комнату на ул. Алюминиевой, но он, будучи сельским жителем, не смог жить в коммунальной квартире, и мы всей семьей стали строить свой дом. А участки работникам УАЗа давали на 49 квартале, поэтому рос я с малолетства в труде – все-таки свой дом, в учебе и драках в отстаивании своего места под уральским небом. Бывало, ходили «квартал на квартал» по 100 чел. Так развлекалась молодежь после танцев в уазовском парке.
Но мой папа был очень продвинутым, и уже в начальных классах я не понаслышке знал, что такое Оружейная палата, Русский музей, Исторический музей, Новодевичий монастырь и даже погост при нем – там я семилетний все надгробия великих рисовал. До сих пор помню эти поездки в Москву с папой, в мельчайших подробностях. Вот так ненавязчиво отец воспитывал меня: и Сочи, и Адлер, и Рица, и Ривьера. Это была родительская забота о моем здоровье – ведь медики умалчивали последствия выхлопа «Маяка», а смертность детей в то время в Каменске зашкаливала.
После окончания школы я решил пойти в архитектурный или, на крайний случай, в художественное училище. Но отец не разрешил, сказав: принеси корочки токаря – потом делай, что хочешь. Через год я ему предоставил выписку из «трудовой» токаря 4 разряда (сейчас это самая востребованная профессия, и я понимаю теперь прозорливость отца и его заботу о моем хлебе насущном). Но больше я токарем и не работал.
(Если Владимира Пермякова и Юрия Северухина представлять каменцам не нужно — они известны, то Валерий Петухов знаком не многим. Он был талантливым художником, но прожил очень мало. Предлагаем вам познакомиться с ним со слов Владимира Пермякова, к сожалению, уже из некролога)
С 1972 по 1991 годы я работал художником-оформителем на радиозаводе. На ПО «ОКТЯБРЬ», тогда на радиозаводе № «П.Я.», собрался великий коллектив: Пермяков В. В., Петухов В. В., Северухин Ю. М., Нечаев В. И., Бусыгин П. С. За плечами монументалиста Пермяка — «Пушка», «Воин» — монумент СТЗ и т.д. Они меня воспитали, убедили, уговорили, поддержали, вдохновили, научили и даже женили. То есть, как семья мне стали, и не только в сотворчестве.
Считаю, что Владимир Пермяков вообще гениален в своей сути, ведь он нас, сопляков, привлекал к созданию своих работ, как будто невзначай, ненароком. И мы невольно становились соавторами его задумок и посильно соучастниками. Это касается всем известного теперича «Лося» на Исети, касается барельефа Веры Мухиной на Выставочном зале, который висел на фасаде, мемориала в Качканаре…
Сейчас мало кто знает, что Выставочный зал появился исключительно благодаря Пермякову и Северухину и, конечно, при поддержке тогда зав. управления культуры Надежды Поплыгиной и занимающейся культурой по линии партии Альбины Артес. Ирина Глазунова совсем молоденькой пришла в зал искусствоведом. И, нужно отдать должное, — эту совсем молодую скромную девчонку наши корифеи приняли и поддержали. Это происходило на моих глазах, и мне это было важно. Сказалась «великая человечность» Владимира Владимировича и Юрия Михайловича, как правильно сказала о них как-то многолетний корреспондент «Каменского рабочего» Света Шварева.
Меня они уговорили выставиться только на 17-й городской художественной выставке, где-то в 1979 году, до этого я стеснялся. И сразу попал на ТВ! Чем очень удивил всех родственников и, конечно, папу – это изменило его мнение о «художествах». Он подружился с Пермяковым: оба, оказывается, во Львовской области воевали, только Володя — в СМЕРШе, а папа — в танке.
Радиозавод был очень авторитетным предприятием, и не только в городе. Своим интеллектуальным потенциалом, продвинутой молодежью. Поэтому работать там художником мне было интересно, престижно и авторитетно, учитывая роль Пермяка и Северухина. Если кто помнит КПСС и ВЛКСМ того времени — мы были в первых рядах как художники, и я в том числе. Демонстрации, конференции, семинары, парады, подшефные сады и школы, стадионы, агитплощадки, дворцы культуры — все Наше! Оформляли наглядность и готовили мероприятия. Сценография, реклама вечеров и концертов в ДК «Юность».
Но мне было мало, и я подмял, не побоюсь этого слова, «по оформлению» весь общепит и торговлю. По тем временам Продснаб (Ляпкин), Трест столовых (Баталова), Торг (Борисов) и, конечно, Книготорг (Щелконогов) — все были моими заказчиками по оформлению интерьеров и экстерьеров. Ресторан «Исеть» — делал дважды, ресторан «Орион» — дважды, кафе «Дружба» — дважды, кафе «Сказка» и «Чиполино», многие магазины — всё поставил «на поток», несмотря на режимность предприятия, где я работал.
Потом директор завода Парамонов В.А. задумал «Олимп», т.е. планировался спортивно-культурный комплекс – «ДК «Юность» — «Олимп» — «Космос» и меня Пермяков уговорил перейти в ДК «ЮНОСТЬ», чтобы разрабатывать проекты и воплощать их в жизнь. Но в стране началась перестройка, объявили частную собственность и свободу предпринимательства.
Я тоже подался в предприниматели. С 1991 года у меня кооператив «Интерьер». Потом он стал «Интерьер 1701» (по дате образования Каменска), потому что стали вместе с еще работающим комитетом комсомола заниматься Старым Каменском. Восстанавливали и реконструировали старые дома. Но комсомол есть комсомол, как-то не пошло…
Я учредил АОЗТ «Ордер-Рос». Презентация состоялась в ДК «Металлург», потому что соучредителем был КУМЗ. Мы сделали реконструкцию Дворца культуры «Металлург», поликлиники и профилактория «У трех пещер», бассейна, больницы № 3, бытовых помещений в цехах на предприятии и т.д. и т п.
Презентовано было и возрождение исторической части Старого Каменска. Дом Скворцова, дом Воробьева и другие объекты… Главный архитектор Николай Геннадьевич Тарских задал вопрос: как планируете делать реконструкцию и реставрацию? Я ответил, что хотим сотрудничать с отделом архитектуры… Но все так и заглохло.
Потом был «Петровский пассаж» в Москве, как раз во время путча ГКЧП. Я даже участвовал в самом начале, видел танки и Ельцина. По приезду обратно делали интерьер в нашей типографии. В «Каменском рабочем» даже статью написали о наших злоключениях с танками возле Большого театра. Потом был Крым, Ялта, Симеиз, Форос, Коктебель, Кареиз, «Поляна Сказок». Туда выезжали бригады «Ордер-Рос» для исполнения интерьеров. Была в «Ордер-Рос» и бригада ювелиров из 14 человек, во главе с Голубцовым Алексеем. Бригада имела мастерскую в центральном офисе «Ордер-Рос» на ул. Уральской, 36. Исполняла эксклюзивные коллекции, которые мы реализовывали в Крыму (Интурист). В «Петровском Пассаже» в Москве на тот период мы входили в крупный холдинг «Арсенал» и имели возможность пользоваться их офисами. Кстати, Юдашкину тогда было позволено (Ольгой Родиной) поставить только одну витрину с вышивками, аккурат возле нас. Гендиректором и учредителем я пробыл 6 лет. За этот период «Ордер-Рос» входил в тройку лучших по области в своей деятельности.
В 1996 году пришлось уехать в Крым, где очень много писал на пленэре – порядка 300 этюдов на мешковине. Холстов, к сожалению, не было. Но почти все работы потерялись из-за многочисленных переездов: Ялта, Симеиз, Форос, Кареиз, Севастополь, Коктебель и опять Ялта и т. д. Мутное время было – передел собственности, перестрел собственников. Даже вспоминать не хочется… Насмотрелся, что такое человек с пятаками в глазах, бррр….
Дальше было возвращение из «эмиграции» на родину. К родным через Челябинск. Правильно папа с Пермяковым расстраивались, что я в бизнес ударился. Кстати, первый магазин в Каменске на аукционе купил я и это был не какой-нибудь, а «СПОРТТОВАРЫ» на ул. Челябинской и вывеску сменил на «Ордер-Рос». Дурак был – все понты… Они потом и аукнулись – зависть у людей безгранична, а в 90-е с автоматами и гранатами зависть была.
В 2007-2008 годах выполнили с сыном большой социальный проект для Дома-интерната для престарелых и инвалидов, что по ул. Каменская: фонтаны, скульптуры, входная группа, итальянский дворик, крымский дворик Кара-Даг, благоустройство.
В 2009 году в Каменске был презентован новый мой проект «Художественный фонд «ЯРЪ», задачей которого было объединить, консолидировать усилия молодых и умудренных опытом творческих людей, человеческие возможности Каменска. Хотелось, чтобы художники имели возможность работать в городе и реализовать себя, предполагались мастерские для художников и народных промыслов, галереи с выставками и с продажей работ, сувенирное производство… Это должно было быть место творческого средоточия. О таких мастерских и галереях для каменских художников мечтали еще Владимир Пермяков и Юрий Северухин.
Презентация была снова в ДК «Металлург», на ней были В. И. Пермяков, С. В. Этман, Б. И. Пасынков, Н. Г. Тарских, я очень им признателен за проявленное внимание. Но, как у нас в стране водится, случился затяжной экономический кризис 2008-2012 годов, а с 2014 года ввели санкции. В таких условиях даже гарантированные инвесторы от масштабного проекта воздержались. Поэтому пришлось переосмыслить и перезагрузить программу проекта, изменить тактику. И все же, сегодня я могу отчитаться за 10 лет реализации проекта.
Я считаю проект «Художественный фонд «ЯРЪ» состоявшимся, пусть и в урезанном виде. И привожу список сделанного за эти годы:
— Два мемориала: «Отечественная война 1941-1945гг» (д. Монастырка, 2015 г.); «Отечественная война 1812г.» (у мемориала «Пушка») — 2012 г.
— Барельеф «Монахи» к 330летию (в д. Монастырка) — 2012 г.
— Скульптура «Олень» — реставрация (ул. Алюминиевая) — 2016 г.
— Скульптура «Умка» за зданием мэрии (ул. Тевосяна)
— Барельеф Пермякову В. В. (ул. Кунавина, 16) – 2015 г. Это дом, где жил Владимир Пермяков
— Барельеф Северухину Ю. М. (пр. Победы, 1) – 2017 г. Дом, где жил Юрий Северухин
— Барельеф на могиле главного архитектора Тарских Н. Г. (Ивановское кладбище) — 2011 г. Кстати, с Николаем Геннадьевичем нас связывали теплые отношения. Когда-то они с супругой подарили мне маленького щенка, я его и назвал Тарик. Позже он стал прототипом скульптуры «Песик Тарик»
— Барельеф гендиректора ПО «Октябрь» Парамонова В. С. на СК «Олимп»
— Барельеф на могиле Северухина Ю. М. («новое» Волковское кладбище) – 2016 г.
— Барельеф Грибанова, учащегося уч-ща № 64, погибшего в горячих точках (ул. Октябрьская)
— Барельеф подполковника Кривошеина А. В., начальника местного ФСБ, погибшего в Чечне (ул. Тевосяна)
— Барельеф Юрьева, учащегося шк. № 15, погибшего в горячих точках (ул. К. Маркса)
— 4 исторических флюгера, созданные по проекту «История каменской пушки» в рамках «Комфортной среды» — 2018 г.
— Реставрация барельефа Пушкина на одноименной библиотеке (пр. Победы)
— Барельеф «Витус Беринг» для города Оса – 2009 г.
— 36 исторических барельефов из чугуна по проекту «Комфортная среда». Они были созданы в прошлом году и разбросаны нынче по всему городу, напоминая жителям о славном историческом прошлом Каменска
— Скульптура «Песик Тарик» (сквер Тимирязевский, пр. Победы)
Стараюсь постоянно совершенствоваться, развиваться, участвую в конкурсах и фестивалях. Постоянный участник международного фестиваля «ЛОМ» г. Екатеринбурга. С 2009 по 2018 годы неоднократно становился лауреатом фестиваля за создание скульптур из лома. Моя скульптура «Кафа – ветер перемен» стоит в парке им. Маяковского г. Екатеринбург, создана в 2009 году. Скульптура «Кафа-возрождение» стоит в профилактории «У Трех пещер», создана в 2019 г. А «Чалдон» стоит по ул. Чайковского, возле редакции газеты «Каменский рабочий», поставлен туда в 2014 г.
Оглядываясь назад, могу подвести итог, что при большем понимании руководством города необходимости нашего труда (моих друзей-художников и моего) можно было бы достичь большего и совместными усилия сделать краше родной город. Как говаривал Володя Пермяков, часто не дают делать и сами ничего не делают. Помню, когда мы с ним делали «Лося», к слову, первый макет был слеплен макет из черного хлеба и водки во время посиделок у Валеры Петухова (Ах, как Петухов хорошо жарил картошку!), столько критики было в адрес Пермякова, неприятия… А теперь «Лось» стал символом города, да еще в энциклопедию какую-то занесен.
Мне очень по жизни везло с творческими людьми, которые меня окружали: патриот Пермяков, интеллектуал Петухов, лирик Северухин. И все еще окружают: трудяга и талант Олег Камерлохер, гений и виртуоз Стас Крупп. Не перестаю впитывать от таких Великих людей их мастерство. Мы пока еще не представляем до конца всей ценности этих личностей. И их роли в формировании величия и славы Каменска-Уральского. Не осмысливаем всей важности и значимости находиться и жить рядом с такими людьми.
Ваш Ральф Орлов