«Преподаватель «художки» — проводник искусства»

В Выставочном зале прошло обсуждение работ участников третьей областной выставки-конкурса «Сад декоративного искусства». Члены жюри познакомились с выставкой и после «разбора полетов» вынесли свою оценку по каждой из заявленных номинаций.

Название у конкурса – «выставка-конкурс творческих работ учащихся по декоративно-прикладной композиции», поэтому в задачи конкурса входит выявление и поддержка одаренных учеников «художек» Свердловской области. А педагоги на этой традиционной выставке обмениваются опытом и проблемами преподавания декоративной композиции. Жюри оценивало представленные на выставке работы учащихся художественных школ по применению базовых знаний и навыков в декоративной композиции, как ребята используют материалы, сочетают цвета, выражают идею произведения.

           Председатель жюри, кандидат педагогических наук, член Союза художников России, зампредседателя Свердловского областного художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам, Александр Максяшин отметил, что на нынешней выставке представлено все разнообразие декоративно-прикладного искусства, какое только оно позволяет:

— Получился достойный разноплановый вернисаж. И есть что показать. Раньше было небольшое количество работ с текстилем, в основном, был батик. Сегодня  это самая многочисленная номинация конкурса. Мы видим большой интерес у ребят к текстилю: очень много мозаичной лоскутной техники, ручное ткачество, гобелен, кружево, валяние, коллаж… Немало работ, выполненных на высоком уровне. В Каменске мы видим традиционное уральское камнерезное искусство, к счастью, сохраняющееся здесь. Правда, детских работ выставлено немного, хотелось бы больше. На выставке представлено достаточно росписи по дереву, что уже само по себе указывает на возникновение каких-то определенных центров, а центром обычно является мастер-педагог.

Не обошлось и без замечаний. Общее мнение экспертов: авторы работ, а значит, и преподаватель ученика, иногда не видят грань между декоративно-прикладным искусством и рукоделием, ручным творчеством. Специалисты отметили несколько работ, выполненных в популярных техниках, но не совсем отвечающих требованиям конкурса. Не всегда оправдана подача применяемого материала, чьи свойства и возможности никак не отражены. К примеру, выполненные в папье-маше работы, да еще окрашенные, теряют свои художественные качества: то ли это бумага, то ли керамика? То же самое касается крашеной глины, чьи цвет и фактура хороши сами по себе и не нуждаются в дополнительном украшении. Нужно показывать природную красоту материала. Что касается пластилина, которым были исполнены несколько интересных по замыслу работ, то он не является материалом для выставок. Жюри сошлось в едином мнении: пластилин – это материал для упражнений.

Александр Семенович, как приверженец народных промыслов, указал на необходимость заниматься в школах преподаванием традиционных для Урала техник – резьбы по дереву, резной бересте, тщательнее изучать народную роспись. В росписи по дереву кое-где эксперты отметили жухлые, блеклые цвета, дробность и невыразительность композиции. В то же время радует многообразие представленной росписи, обращение к народной традиции. Некоторые образы, выполненные в набирающих популярность техниках, не получили никаких наград, чтобы «неповадно было». Иначе в последующих выставках мы увидим засилье таких работ, имеющих отношение не к декоративно-прикладному искусству, а лишь к рукоделию.

— Достаточно много работ, которые носят подготовительный характер, а не выставочный, — выразила свое мнение член жюри, искусствовед, член Союза педагогов-художников Людмила Суетина. – К примеру, макетирование зданий, представленное здесь, — это всего лишь подготовительный, учебный, этап. Все-таки на выставку нужно готовить работы, на которые будут приходить любоваться посетители, на них будут ориентироваться ученики художественных школ. Педагогам нужно более тщательно планировать участие своих учеников в данной выставке, согласуя подготовку с Положением о выставке, где прописаны основные критерии. Уровень работ должен возвышаться над повседневностью, над учебными работами.

Эксперт по текстилю, профессор кафедры Декоративно-прикладного искусства ФГБОУ ВО «Уральский государственный архитектурно-художественный университет», член Союза художников России Галина Храмцова похвалила многих маленьких авторов за правильное обрамление изделий из текстиля, за колорит и гармоничную композицию. И обозначила вопросы, над которыми преподавателям следует поработать:

— Очень хорошо, когда преподаватель — сам мастер, увлеченный своим делом. Тогда ему легче создавать вместе с ребятами достойные изделия декоративно-прикладного искусства. Хорошего преподавателя нужно беречь и пестовать, создавать условия для работы и, конечно, ругать вовремя. Повышение квалификации для преподавателей ДПИ сегодня просто необходимость. «Сад декоративного искусства» — это, прежде всего, конкурс декоративно-прикладной композиции: либо мы работаем линией, либо цветом, либо фактурой. Но зачастую, когда мы применяем сразу все приемы, получается каша. Такие работы не доносят самого главного смысла, для чего это было сделано. Если вы хотите донести до зрителя какой-то посыл, можно воспользоваться ограниченным набором средств. Нужно иметь уважение к материалу, с которым работаешь. Быть осторожными в выборе материала, а конкретно, в текстиле — нельзя заменять одну технику другой: что можно сделать в батике, не следует делать в коллаже. Текстиль – это, по большей части, приемы, графический или живописный. Отсюда и выбор техники. Если можно сделать задуманную работу в естественном для нее материале, не беритесь за имитацию.

По мнению Галины Борисовны, в условиях небольших городков и поселков, откуда большинство экспонатов выставки, и где нет возможности знакомиться с образцами искусства, именно преподаватель художественной школы является проводником искусства для детей. На нем лежит большая ответственность по формированию правильного художественного вкуса у ребенка. В экспозиции с преподавательскими работами Галина Борисовна особо отметила вышитые скатерти педагога Детской школы искусств с.Сосновское Каменского района Татьяны Андрюковой: очень тактично обработана тема народной вышивки гладью.

В целом, экспозиция жюри порадовала как исследование определенного среза в художественном образовании. На выставке выявились некоторые проблемы преподавания декоративно-прикладного искусства, которые будут обсуждаться на итоговой конференции, 13 апреля, где и будут озвучены результаты конкурса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать + 18 =