Праздник цвета, геометрии и свежей краски

2 декабря состоялось долгожданное для всего творческого Каменска событие – после капремонта открылся Выставочный зал. Результатом четырёх месяцев упорного труда строителей стал чистый и светлый выставочный зал, отвечающий современным экспозиционным стандартам. Средства, выделенные на ремонт из бюджета города и частично полученные по выигранному гранту РУСАЛа, пошли на полное обновление фасада здания, замену системы электроосвещения, перепланировку и ремонт помещений.  

Творческий сезон открылся тремя мощными выставками. В большом зале можно увидеть работы учеников художественных школ города и района, в малом зале – уникальную выставку авангардного искусства «Супремус. Силуэт. Импровизации» Антона Таксиса, в фойе – мемориальную выставку каменского пейзажиста Николая Пинигина. Открывали новый творческий сезон почетные гости, маститые искусствоведы и преподаватели из Екатеринбурга, коллеги Антона Таксиса. Кураторскую экскурсию по супрематической выставке провел доцент РГППУ, кандидат педагогических наук, член Союза художников России, член Союза журналистов России, член Правления Свердловского регионального отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России» Александр Владимирович Степанов.

Вместе с заместителем председателя Свердловского областного художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам, кандидатом педагогических наук, доцентом, членом Союза художников России Александром Семеновичем Максяшиным они познакомились с нашей традиционной выставкой «Все лучшее», отметили действительно лучшие, с их точки зрения, работы. Как подчеркнул Степанов, благодаря хорошему преподавательскому составу художественных школ каменские ребята получают качественное академическое образование и имеют возможность поступать в солидные ВУЗы Екатеринбурга, Москвы и Петербурга. Максяшин обратил внимание всех присутствующих на декоративно-прикладное искусство юных каменцев: «есть такие работы, от которых глаз не отвести».  Индивидуальная оценка двух признанных экспертов, данная некоторым работам, обязательно будет зачтена при подведении итогов выставки-конкурса «Все лучшее».

Всего в экспозиции представлено 280 работ (166 – станковая композиция, 114 – декоративно-прикладное искусство) в различных техниках: акварель, масло, карандаш, уголь, линогравюра, малая пластика, народная роспись, текстильная кукла, аппликация, роспись по шёлку и др.  По всему залу разбросаны яркие, сочные, смелые и, главное, искренние, ребячьи фантазии и мечты в красках. Самому юному участнику выставки 5 лет, а самому старшему — 18. Некоторые авторы сегодня уже стали учащимися художественных училищ — получив в «художке» определенный творческий заряд, они решили связать свою жизнь с искусством. Как, например, выпускник ДХШ № 1 Герман Ван-Ин, чьи импровизации на тему стихотворения И. Бродского «Натюрморт» украшают сегодня центральную стену большого зала. В этом году Герман поступил в художественное училище им. Шадра в Екатеринбурге, и у него уже прошла одна персональная выставка. Его работы привлекли внимание наших почетных гостей и уральского супрематиста Антона Таксиса.

Герман со своим дедом Александром Ван-Ином (слева) и учителем Иваном Паздниковым (справа)

Персональная выставка Антона Таксиса «Супремус. Силуэт. Импровизации», несомненно, вызвала зрительский интерес. Кто-то просто проявлял любопытство — что такое супрематизм и «с чем его едят»? А кто-то был в восторге от знакомства с новым для себя стилем, выбивающимся из привычного каменцам искусства. Современное искусство, (авангард несмотря на свой возраст — появился в начале 20 века — остается молодым искусством) не так легко потреблять, для этого нужна определенная подготовка или хотя бы переводчик-искусствовед. Таким переводчиком на выставке выступил искусствовед, художник-график, доцент РГППУ и просто друг Антона Таксиса, Александр Владимирович Степанов. Он рассказал о существующей творческой группа «А_ЧЕТЫРЕ», куда, кроме него и автора персоналки, входят Александр Максяшин и член Международного Союза педагогов-художников России, преподаватель художественной школы им. Г.М. Мосина и лицея им. С. П. Дягилева Александр Николаевич Маврин. Сейчас к ним присоединился еще один художник – кандидат педагогических наук, профессор УрГАХУ и РГППУ Виктор Петрович Климов. Кроме профессиональной и общественной деятельности члены группы, как художники, проводят собственные выставки, к которым хотели бы привлечь и Каменск-Уральский.

— Три года назад мы делали выставку, связанную с супрематизмом, в Архитектурно-художественной академии. Но сегодня мы говорим о выставке нашего коллеги Антона Таксиса. Супрематизм был по-настоящему авангардным явлением, перевернувшим сознание художников во всем мире. Это и гордость России, но одновременно и парадокс, так как его нужно как-то объяснять. Люди сталкиваются, к примеру, с «Черным квадратом» Малевича и спрашивают: а что это такое, дорожный знак? А ведь это тоже неплохо: дорожные знаки помогают регулировать движение. Но у Малевича была другая задача. Он хотел показать, что простые геометрические формы имеют эстетическое значение, что ими можно наслаждаться. Это самые сложные сущностные формы. Антон Гарьевич видит в этих формах какие-то смыслы, часто иронические, иногда эротические, связанные с юмором, с какой-то символикой, видит социальные проблемы. Супрематизм у него, помимо геометрического смысла, рождает какой-то другой, эмоциональный, план. Этого и хотел Малевич: перевести образ простого предмета в эмоцию за счет цвета, ритма, отточенных приемов… – Александр Владимирович пояснил, что над супрематизмом нужно размышлять, а не просто потреблять (полная версия экскурсии А. В. Степанова будет опубликована на нашем сайте позднее).

Экскурсия А. Степанова

Что определяет особенность стиля Антона Таксиса? Сочетание простоты формы, присущей самому супрематизму, и акцент на глубокое сакральное значение цветовых и геометрических символов, вплетенных в современное восприятие мира, его политических, культурных и житейских реалий. «Минимальными средствами достичь максимума выразительности» – вот девиз супрематиста Таксиса.  Прежде чем найти себя в супрематизме, художник экспериментировал в графике и абстрактной живописи, занимался каменной и деревянной скульптурой, керамикой и постепенно пришел к самому лаконичному и самому неисчерпаемому в плане интерпретаций жанру. Авторские супрематические работы наиболее отражают не только художественный вкус Таксиса, но и проявления его творческой натуры – поиск, новаторство, иронию.

«Отметив столетний юбилей, супрематизм остается одним из самых юных и развивающихся течений в искусстве. Уже опытный и признанный, но ещё молодой и лишенный консерватизма по определению, супрематизм по-прежнему задает тон в современном художественном пространстве, расширяя границы жанров, сферы применения и представления массового зрителя о возможностях беспредметного искусства», – так образно описывает сам художник свой любимый жанр.

 Антон Таксис

Архитектор по образованию, дизайнер по профессии и художник по призванию, Антон Таксис (1956 г. р.) живет и работает в родном Екатеринбурге. Член Союза дизайнеров России и Союза художников России. Участник и организатор многих международных, всероссийских, межрегиональных, региональных, городских художественных выставок и творческих проектов. Его произведения хранятся в музеях и галереях Екатеринбурга, Томска, Нижнего Тагила, Красноярска, Ханты-Мансийска, Милана, а также в частных коллекциях в нашей стране и за рубежом.

Антон Гарьевич поблагодарил Каменск за предоставленную возможность провести выставку, похвалил новый зал с белоснежными стенами и отличным освещением, где замечательно смотрятся его работы. В рамках сотрудничества с Каменском-Уральским в 2019 году запланирована еще одна выставка членов Союза художников с привлечением  каменских молодых художников.

Еще одним подарком к открытию обновленного зала стала мини-выставка каменского пейзажиста Николая Пинигина, которому в этом году исполнилось бы 85 лет. Ирина Геньевна Глазунова называла его самым преданным пейзажистом – этому жанру мастер посвятил всю свою жизнь. Он много путешествовал, и отовсюду привозил свежие этюды с новыми видами среднерусских городов и Кавказских гор, но навсегда остался верен уральской глубинке. Главными героями его пейзажей становятся старые улочки городов, милые сердцу уголки природы, проселочные дороги с мелкими речушками. На представленных на выставке работах зритель увидит тихую провинцию и уходящую историю Каменска, которого больше нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + 15 =