Одни специалисты считают, что кокэси в Японии появились еще тысячу лет назад, другие утверждают, что эти деревянные куколки родились во время эпохи Эдо (1630-1867). Вековые традиции изготовления кокэси сохранились в Тохоку, северо-восточном сельскохозяйственном регионе страны, славящемся горячими источниками.
Есть несколько версий возникновения кокэси. Первая версия гласит, что кокэси произошла от ритуальных фигурок, изображавших духов-покровителей. Согласно второй версии прообразом стали деревянные поминальные фигурки. Их устанавливали в домах в память об умерших в младенчестве детях. Есть и более жизнерадостная история. Говорят, в период Эдо в Тохоку приехала супруга сёгуна, страдавшая бесплодием. Она услышала о целебной силе горячих источников, и надеялась с ее помощью излечить свой недуг. Вскоре после этой поездки у нее родилась дочка. В честь этого радостного события местные мастера и изготовили первую куклу кокэси.
Согласно официальной же точке зрения, кокэси, которых мы знаем, возникли в Тохоку, на северо-востоке Японии. Создали их мастера работы по дереву — столяры (кидзия), зарабатывавшие на жизнь изготовлением посуды для домашнего обихода и прочих необходимых в хозяйстве изделий. Куклы стали предлагаться людям, приезжающим отдохнуть на горячих источниках (онсэнах). Владельцы онсэнов использовали кокэси в качестве сувениров-омияги, чтобы таким образом вознаградить постоянных клиентов.
Постепенно кокэси стали популярны. Люди верили, что они помогут собрать хороший урожай, принесут в дом достаток и удачу. Если дети играли с такими куклами, считалось, это обязательно произведет положительное впечатление на богов. Стало принято передавать кокэси в семьях из поколения в поколение.
Называли деревянных кукол в разных регионах страны по-разному. В Фукусима — «кидэко» (ки — деревянный, дэко — тип куклы). В Мияги — «кибоко» (ки-деревянный, боко (хоко) — ползающая кукла). Кокэси — название куклы в Сэндай (ко — маленький, возможно, и деревянный, кэси от кэси-нингё, маленькой куклы из терракоты, которую делали в окрестностях Сэндай). Кокэси, как репрезентативное имя, было принято в 1940 году токийским клубом коллекционеров кокэси, общее значение — деревянная маленькая кукла.
Для создания кокэси требуется мастерство. Навыки изготовления должны быть доведены до совершенства, а стиль отточен в рамках установившихся традиций. Все это передается от мастера к ученикам, которыми, зачастую, являются собственные дети. Иногда творческие секреты от своих мужей узнают жены, также становясь со временем мастерами. Родословные династий тщательно документируются, изменения в разработке и стиле кокэси обязательно фиксируются.
Самыми старыми школами кокэси являются Тогатта и Наруко. Их влияние прослеживается в куклах других школ. В наши дни одиннадцать признанных центров представляют «аристократию» кокэси. Всего насчитывается 11 стилей (школ) традиционных кокэси, помимо уже упомянутых, это Цутию, Ядзиро, Сакунами, Ямагата, Кидзияма, Нанбу, Цугару, Дзао, Хидзиори. Названия связаны с горячими источниками, возле которых жили кидзия.
Для изготовления кокэси используется различное дерево. Наиболее популярны вишня, клен, хурма, белый кизил. Тип древесины, ее текстура и цвет влияют на характер изготавливаемой куклы. Обычно заготовка происходит в конце сентября — первой половине октября и в дело идут 15-20-летние деревья. Заготовленную древесину ошкуривают и в течение определенного срока дают ей хорошенько высохнуть. Традиционно это занимает от одного года до пяти лет. После этого дерево пилят на чурбачки необходимой длины, обрезаются излишки и на токарном станке изготавливаются фигурки будущих кокэси. Первые кокэси изготавливались трех размеров — 12, 18 и 24 см. Начиная с периода Тайсё (1912-1926) — ранний Сева (1926-1989), разброс параметров стал куда значительнее. Конструкция традиционной куклы проста: у нее длинное тело цилиндрической формы без рук и ног, увенчанное крупной шарообразной головой. У кокэси одних стилей отдельно вытачивается голова и туловище, у других — полностью вся фигурка. Для традиционных кокэси характерен максимальный лаконизм — отсутствие декоративной резьбы и аскетичная цветовая гамма, ограниченная, как правило, черным, красным и желтым, порой встречается и зеленый цвет. В ряде центров художественных промыслов со временем сформировались локальные особенности росписи кокэси. Например, в местечке Наруко кукол расписывают пышными алыми хризантемами, а в городе Тогатта цилиндрическое тело кокэси обычно покрывают мелким повторяющимся цветочным орнаментом, а нос рисуют в виде перевернутого треугольника. Для кокэси Ядзиро из префектуры Мияги характерно расширение внизу туловища (а иногда, и зауженная талия) и роспись кольцами. В случае, если кокэси создает один мастер, то, как правило, один день посвящается изготовлению фигурки, а второй день — ее росписи. Завершая работу над кокэси, мастер ставит на кукле свою подпись.
Кокэси, изготовленные по традиционным технологиям, называют «дэнто — кокэси». После Второй Мировой войны появились также так называемые «сингата-кокэси» (сингата — новый тип). Мастера этого направления не ограничивают себя рамками традиционных стилей. Материал, форма, роспись зависят только от фантазии создателя.
Благодаря появлению сингата-кокэси, после Второй мировой войны изготовление этих сувениров было фактически поставлено на поток. Стали популярны куклы со сложными и необычными формами тел, нестандартной росписью, более характерными лицами. Одни мастера пошли по пути упрощения формы и усложнения росписи, вытачивая куклу из цельной чурки и сообщая ей форму шара, яйца или палочки. Другие придают кокэси более реалистичные черты, надевая на своих кукол деревянные парики, украшая резьбой или выжиганием их цветастые «кимоно», прикрепляя к фигуркам шляпы, накладные рукава, бантики или серьги (конечно, тоже вырезанные из дерева). Иногда кокэси бывают функциональными — мастера придают вид популярных деревянных куколок таким прозаическим предметам, как солонки, перечницы, баночки для зубочисток. Изготавливают такие куклы не только в Тохоку, но и в других регионах Японии. Авторы сингата чаще живут на окраинах больших городов, а не в сельской местности. Кокэси в данном случае является средством выражения определенной тематики. Их создатели, в первую очередь, являются дизайнерами и не обязательно изготавливают куклы самостоятельно. Если красота дэнто-кокэси в воплощенной многовековой традиции, отточенном столетиями мастерстве создания устоявшихся форм и узоров, то ценность сингата-кокэси — в идее, которую они отражают. Можно встретить глиняных, пластмассовых и даже вязаных кукол.
Особое место среди сингата занимают так называемые творческие или «сосаку-кокэси» (сосаку – оригинальное творческое произведение). Это маленькие произведения искусства, которые отражают определенную тематику и часто исполнены философского смысла. Если традиционные кокэси отражают местный колорит и повторяют черты существующего не одно столетие стиля, то сосаку – представляют собой единственное в своём роде произведение искусства, оригинальный авторский замысел.
Меняется форма кокеси, общий вид, раскраска, но неизменным остается подлинно народная национальная сущность игрушки.
Выставка продлится до 13 марта.