КОКЭСИ

   Одни специалисты считают, что кокэси в Японии появились еще тысячу лет назад, другие утверждают, что эти деревянные куколки родились во время эпохи Эдо (1630-1867). Вековые традиции изготовления кокэси сохранились в Тохоку, северо-восточном сельскохозяйственном регионе страны, славящемся горячими источниками.

    Есть несколько версий возникновения кокэси. Первая версия гласит, что кокэси произошла от ритуальных фигурок, изображавших духов-покровителей. Согласно второй версии прообразом стали деревянные поминальные фигурки. Их устанавливали в домах в память об умерших в младенчестве детях. Есть и более жизнерадостная история. Говорят, в период Эдо в Тохоку приехала супруга сёгуна, страдавшая бесплодием. Она услышала о целебной силе горячих источников, и надеялась с ее помощью излечить свой недуг. Вскоре после этой поездки у нее родилась дочка. В честь этого радостного события местные мастера и изготовили первую куклу кокэси.

    Согласно официальной же точке зрения, кокэси, которых мы знаем, возникли в Тохоку, на северо-востоке Японии. Создали их мастера работы по дереву — столяры (кидзия), зарабатывавшие на жизнь изготовлением посуды для домашнего обихода и прочих необходимых в хозяйстве изделий. Куклы стали предлагаться людям, приезжающим отдохнуть на горячих источниках (онсэнах). Владельцы онсэнов использовали кокэси в качестве сувениров-омияги, чтобы таким образом вознаградить постоянных клиентов.

Постепенно кокэси стали популярны. Люди верили, что они помогут собрать хороший урожай, принесут в дом достаток и удачу. Если дети играли с такими куклами, считалось, это обязательно произведет положительное впечатление на богов. Стало принято передавать кокэси в семьях из поколения в поколение.

   Называли деревянных кукол в разных регионах страны по-разному. В Фукусима — «кидэко» (ки — деревянный, дэко — тип куклы). В Мияги — «кибоко» (ки-деревянный, боко (хоко) — ползающая кукла). Кокэси — название куклы в Сэндай (ко — маленький, возможно, и деревянный, кэси от кэси-нингё, маленькой куклы из терракоты, которую делали в окрестностях Сэндай). Кокэси, как репрезентативное имя, было принято в 1940 году токийским клубом коллекционеров кокэси, общее значение — деревянная маленькая кукла.

  Для создания кокэси требуется мастерство. Навыки изготовления должны быть доведены до совершенства, а стиль отточен в рамках установившихся традиций. Все это передается от мастера к ученикам, которыми, зачастую, являются собственные дети. Иногда творческие секреты от своих мужей узнают жены, также становясь со временем мастерами. Родословные династий тщательно документируются, изменения в разработке и стиле кокэси обязательно фиксируются.

     Самыми старыми школами кокэси являются Тогатта и Наруко. Их влияние прослеживается в куклах других школ. В наши дни одиннадцать признанных центров представляют «аристократию» кокэси. Всего насчитывается 11 стилей (школ) традиционных кокэси, помимо уже упомянутых, это Цутию, Ядзиро, Сакунами, Ямагата, Кидзияма, Нанбу, Цугару, Дзао, Хидзиори. Названия связаны с горячими источниками, возле которых жили кидзия.

   Для изготовления кокэси используется различное дерево. Наиболее популярны вишня, клен, хурма, белый кизил. Тип древесины, ее текстура и цвет влияют на характер изготавливаемой куклы. Обычно заготовка происходит в конце сентября — первой половине октября и в дело идут 15-20-летние деревья. Заготовленную древесину ошкуривают и в течение определенного срока дают ей хорошенько высохнуть. Традиционно это занимает от одного года до пяти лет. После этого дерево пилят на чурбачки необходимой длины, обрезаются излишки и на токарном станке изготавливаются фигурки будущих кокэси. Первые кокэси изготавливались трех размеров — 12, 18 и 24 см. Начиная с периода Тайсё (1912-1926) — ранний Сева (1926-1989), разброс параметров стал куда значительнее. Конструкция традиционной куклы проста: у нее длинное тело цилиндрической формы без рук и ног, увенчанное крупной шарообразной головой. У кокэси одних стилей отдельно вытачивается голова и туловище, у других — полностью вся фигурка. Для традиционных кокэси характерен максимальный лаконизм — отсутствие декоративной резьбы и аскетичная цветовая гамма, ограниченная, как правило, черным, красным и желтым, порой встречается и зеленый цвет. В ряде центров художественных промыслов со временем сформировались локальные особенности росписи кокэси. Например, в местечке Наруко кукол расписывают пышными алыми хризантемами, а в городе Тогатта цилиндрическое тело кокэси обычно покрывают мелким повторяющимся цветочным орнаментом, а нос рисуют в виде перевернутого треугольника. Для кокэси Ядзиро из префектуры Мияги характерно расширение внизу туловища (а иногда, и зауженная талия) и роспись кольцами. В случае, если кокэси создает один мастер, то, как правило, один день посвящается изготовлению фигурки, а второй день — ее росписи. Завершая работу над кокэси, мастер ставит на кукле свою подпись.

  Кокэси, изготовленные по традиционным технологиям, называют «дэнто — кокэси». После Второй Мировой войны появились также так называемые «сингата-кокэси» (сингата — новый тип). Мастера этого направления не ограничивают себя рамками традиционных стилей. Материал, форма, роспись зависят только от фантазии создателя.

    Благодаря появлению сингата-кокэси, после Второй мировой войны изготовление этих сувениров было фактически поставлено на поток. Стали популярны куклы со сложными и необычными формами тел, нестандартной росписью, более характерными лицами. Одни мастера пошли по пути упрощения формы и усложнения росписи, вытачивая куклу из цельной чурки и сообщая ей форму шара, яйца или палочки. Другие придают кокэси более реалистичные черты, надевая на своих кукол деревянные парики, украшая резьбой или выжиганием их цветастые «кимоно», прикрепляя к фигуркам шляпы, накладные рукава, бантики или серьги (конечно, тоже вырезанные из дерева). Иногда кокэси бывают функциональными — мастера придают вид популярных деревянных куколок таким прозаическим предметам, как солонки, перечницы, баночки для зубочисток. Изготавливают такие куклы не только в Тохоку, но и в других регионах Японии. Авторы сингата чаще живут на окраинах больших городов, а не в сельской местности. Кокэси в данном случае является средством выражения определенной тематики. Их создатели, в первую очередь, являются дизайнерами и не обязательно изготавливают куклы самостоятельно. Если красота дэнто-кокэси в воплощенной многовековой традиции, отточенном столетиями мастерстве создания устоявшихся форм и узоров, то ценность сингата-кокэси — в идее, которую они отражают. Можно встретить глиняных, пластмассовых и даже вязаных кукол.

  Особое место среди сингата занимают так называемые творческие или «сосаку-кокэси» (сосаку – оригинальное творческое произведение). Это маленькие произведения искусства, которые отражают определенную тематику и часто исполнены философского смысла. Если традиционные кокэси отражают местный колорит и повторяют черты существующего не одно столетие стиля, то сосаку – представляют собой единственное в своём роде произведение искусства, оригинальный авторский замысел.

   Меняется форма кокеси, общий вид, раскраска, но неизменным остается подлинно народная национальная сущность игрушки.

Выставка продлится до 13 марта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + 17 =