Заранее предполагая, что на открытии традиционной городской художественной выставки будет тесно, я решила посмотреть работы накануне. Пообещала сотрудникам Выставочного зала, что не буду их отвлекать от завершения экспозиции, просто тихо посмотрю. Но и без этих обещаний я бы застыла на месте.
Потому что прямо с порога взгляд охватывает большую часть картин Ольги Колгановой. Персональная выставка – мемориальная: молодая художница трагически погибла в 2011 году. Она мало, очень мало прожила на свет, художником же была зрелым, вполне состоявшимся.
Наша необыкновенно талантливая землячка родилась 6 мая 1982 года. Окончила ДХШ №2 и Нижнетагильский худграф, в полной мере переняв экспрессивный полуабстрактный стиль, присущий большинству известных выпускников этого факультета. На счету члена Союза художников множество персональных выставок, участие в коллективных проектах в галереях Франции, Германии, Голландии. Ряд работ находится в частных коллекциях Люксембурга, Франции и Италии.Рядом с картинами помещена статья искусствоведа, преподавателя художественной школы Галины Фефеловой.. Есть прекрасный фильм Ксении Шалобаевой о том, каким необыкновенным человеком была Ольга Колганова.
В мемориальной экспозиции — работы на небольших холстах, какие-то очень нежные, камерные и … ироничные. Эта ирония видна и в названиях, хотя чаще Ольга оставляла свои миниатюры без них. Она считала, наверное, что если уж соединять слова с живописью, то это должен быть поэтический комментарий . Или философский. Их было немало, неразделимых с ее картинами строк. Здесь есть один пример. На самом заметном и почетном месте в общей экспозиции два крупных полотна Ольги Колгановой. Городские пейзажи. Странные уголки, где время смешало стили. Зато как причудливо падает солнечный свет на старые крыши, каменные ступени… Глядя как мощно, фактурно, гиперобъемно располагается пласты краски на холсте, понимаешь, что это какая-то особенная, новая техника в живописи, постигнуть ее дано не каждому.
Хорошо, что я решила смотреть выставку в два приема, иначе не смогла бы воспринять другие замечательные работы в привычной глазу технике. Вот он, еще один городской праздник – традиционный и любимый, доставляющий радость встречи с прекрасным. Испытываешь гордость за наш город, в котором так много талантливых художников. И с каждым годом их число растет. Альберт Крупп – сын и , видимо, талантливый ученик Станислава Круппа. Манеру отца перенял, кровные связи видны. Но совсем другой.
Дмитрий Васильев. Вряд ли сегодня кто-то из пейзажистов скоро сравнится с ним в технике. И научиться вдруг способности Натальи Чильникиной ясно показать в капельке росы весь мир? Но и давно знакомые художники удивляют вдруг. Удивил на недавно прошедшей персоналке Валерий Кондрашин. Все так же верен берегам Исети и Каменки, да вдруг по-новому на них взглянул. Будто по-иному потекли родные реки. Татьяна Турушева отложила жизнерадостные краски, вообще сменила расходные материалы. И получился нечто, заставляющее подойти поближе и постоять подольше.
Есть у выставки свои любимые темы. Например, лодки у причала. На этот раз тоже было несколько сюжетов с лодками. Не скучно смотреть ни на одну композицию. Что же такое есть в этих лодках? Оказывается, если засмотреться на пейзаж, то всплывают новые картины. Глубокие сумерки, хозеява давно все по домам. Совершенно мирный пейзаж. Но легко можно представить неясные тени на подступах к причалу, у рыбацких лодок круче обычного выгнуты форштевни, и не подпоры для снасти торчат из воды, а шесты ограды..
На краткой церемонии открытия директор зала Виктория Уренкова призналась, что накануне ей приснилась Ирина Глазунова. В последние годы перед городскими выставками, бывало, возникал разговор, все ли работы надо допускать к участию в выставке, не занижается ли планка. Но Ирина Геньевна с ее изысканным академическим вкусом уверенно считала, что простодушные творения тоже имеют право на место в городской выставке. В мире, как ни странно, так называемое наивное искусство завоевывает популярность. Смеялись над слониками на комоде, ковриками с лебедями. А сегодня мы вспоминаем их как символы спокойной жизни обыкновенного человека. Раньше стремление к покою считалось мещанством. Что же в нем плохого? Кстати, искусствоведы Выставочного зала собираются провести отдельную выставку наивного искусства.
Один участник выставки в корне не согласен, что его относят к наивным художникам, хотя две его представленные картинки на все сто соответствуют этому термину. Да это термин такой. И вообще, ключевое слово тут – искусство. И в этом жанре бывают свои шедевры. Ирина Геньевна завещала обратить внимание на наивный стиль. Она открыла завсегдатая выставок Сашу Евгеньева, он смотрел-смотрел, да и решился предложить свои картинки. Народ толпился перед ними, а Ирина Геньевна знала, что так и будет.
Недавно прошла очередная в городе выставка камнерезов. Народ увидел, какие у нас есть Данилы-мастера. Честное слово, не насмотрелись. Не про все удалось рассказать, не все мастера готовы были показать. А что-то из малахитовой шкатулки так хотелось увидеть еще раз. Ну вот, смотрите. Из уральского камня выразительные миниатюры. Михаил Малахов — первый архитектор Каменска. По его талантливому проекту строился исторический центр города. Не налюбуешься Свято-Троицким собором (бывшая заводская церковь). Виктор Превысоков воссоздал в камне чудное малаховское творение.
Николай Ильенко над образом каждого персонажа их камня работает годами. Рисует со всех сторон, лепит из пластилина пробные фигуры. Когда добьется нужного наклона головы, позы, начинает подбирать подходящий по замыслу камень. И каменные фигурки выходят как живые, из его собственных сказов.
Городская выставка будет работать до середины марта. В ее рамкахпройдут встречи с художниками, мастер-классы для детей и взрослых.
___
В малом зале тоже ажиотаж. Здесь работает юбилейная выставка одной влюбленной пары — Павла и Татьяны Андрюковых, преподавателей школы искусств из села Сосновского. Что пара влюбленная — это видно из названий картин. Например, под одним портретом Павла подпись «Портрет любимой жены». Она, любимая, вышивальщица -художница высочайшего класса еле успевает отвечать на вопросы рукодельниц, Павел тоже у нарасхват. Но я сумела пробиться, и рассказ о семейной паре и их творчестве в отдельном материале.
В салоне – выставка японских деревянных кукол Кокэси. Они состоят из головы и туловища. Когда-то они были ритуальными, а сегодня их изготовление – вид искусства. По нарядам кукол можно изучать историю костюма Японии. В каждой провинции – свой фасон и принт на одежде.
Татьяна КСЕНОФОНТОВА. Газета «Новый компас», 04.02.2016