Илья Жильцов и бытовая техника

Традиционно, параллельно с городской фотовыставкой мы показываем персональные выставки разных фотографов. В этом году свой проект представил каменский фотохудожник Илья Жильцов. Это не фотовыставка (хотя фотоработы Ильи тоже представлены), звезда его проекта – холодильник. Старый советский холодильник – видавшая не одно поколение «Бирюса».

У неискушённого в современном искусстве каменского зрителя объект вызывает закономерное недоумение. Жизнеутверждающее жужжание компрессора и яркие сувенирные магнитики в первый миг заставляют посетителя решить, что он ошибся дверью. Но отсутствие других признаков обжитого помещения (кухни или комнаты приема пищи), по-галерейному развешанные фотографии, рамки с аннотациями и красный подиум под «Бирюсой» — постепенно превращают в сознании публики привычную бытовую технику в музейный предмет. Открывая дверцу, люди снова теряются: холодильник набит свежими продуктами (их количество ежедневно меняется), которые, очевидно, кто-то время от времени подъедает.

Сопроводительные тексты не столько проясняют происходящее, сколько еще сильнее запутывают посетителя. Тем временем холодильник пустеет с каждым днём. И в какой-то момент в нём, в дополнение к исчезающим продуктам, возникает телевизионный кинескоп.  Чтобы на следующем этапе уступить место работающему (тоже советскому) небольшому телевизору. «Сапфир» показывает зрителю лишь помехи, намекая, что транслируемое содержание неважно. Что это за содержание, наблюдатель может домыслить с помощью лежащей на «Бирюсе» программы передач с выделенными маркером сериалами и шоу.

Все метаморфозы, происходящие в ходе проекта, автор скрупулёзно документирует своим фотоаппаратом и выкладывает в альбом во «вконтакте». Таким образом, интернет-зрители, вынужденные довольствоваться лишь фотографическими свидетельствами эксперимента, могут наблюдать все стадии изменений одновременно. Посетители Выставочного зала же, имея возможность лично открыть дверцу «Бирюсы» и заглянуть внутрь, способны зафиксировать только то, что происходит с инсталляцией в момент их присутствия.

«Инсталляция в рамках холодильника, наполненного едой в первый день, пройдет за дни экспозиции путь преображения, метаморфозы в 2019 год. Смысл происходящей аллегории предлагаю интерпретировать самостоятельно, отслеживая ежедневные изменения :)»(Описание автора во «вконтакте»).

Сам Илья предпочитает не комментировать идею инсталляции, представляя другим вкладывать в произведение смыслы. В конце концов, то произведение, которое создал автор и то, которое видит зритель – два разных произведения.  Тем более актуально это утверждение для современного искусства, утратившего подражательный характер и претендующего на прямую трансляцию идей. Разъяснения ограничивают человека, лишая его возможности самостоятельной интерпретации. Что олицетворяет инсталляция? Борьбу материи и духа, материальной и духовной пищи? Что насчет качества этой пищи? Как связаны еда и телевизор, материальный достаток и пропаганда, чревоугодие и массмедиа? Какое место они занимают в нашей жизни? Должен ли холодильник восприниматься как предмет искусства, раз представлен в экспозиции Выставочного зала?

Приглашаем горожан подумать, порассуждать и сделать собственные выводы.

Проект Ильи Жильцова «Метаморфозы», представлен по 21 июля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + два =