В ДК УАЗа проходит персональная выставка Юрия Яковлевича Коршева. Коршев – самобытный художник, творящий в разных жанрах и техниках. На выставке представлены его живописные работы, в основном пейзажи и натюрморты, а также портреты в графике. И, конечно, самые удивительные его работы – это корнепластика, его фантазийные образы из коряг и корней деревьев.
Вся сознательная жизнь Коршева связана с суровым Уралом. Ему повезло родиться в творческой и крепкой семье, где бабушка-рукодельница с малых лет приучала его к труду, к усидчивости, учила включать свое воображение. Трудясь заводским художником на Новотрубном заводе, Коршев выходил за привычные рамки художника-оформителя. Восхищался окружающей его уральской природой, видел в каждом дереве и корне образ то зверюшку, то сказочного героя. Главным героем у художника был и остается уральский лес: тихий, в мягкой, неброской цветовой гамме, бесшумный, не нарушаемый ни ветром, ни бурями. Сиренево-розовые солнечные восходы, закатное золото, заливающее весь лес, мелкая лесная речка с серебристым куржаком… Вот излюбленные мотивы его пейзажей. Пейзажи его вроде бы и реалистичны, и в то же время наивны, бесхитростны, поскольку пропущены им через себя и передают личное восприятие художником окружающего мира. Чутье самобытного художника помогает ему правильно выбрать композицию, расставить все детали ландшафта по планам и запечатлеть эту гармонию на холсте.
Натюрморты Коршева наивны по стилистике, символичны и декоративны. Юрий Яковлевич очень любит цветы: у него много натюрмортов с корзинами цветов, они часто повторяются, изменяясь лишь в количестве наполнения букета и форме корзины. Его самый приметный «Натюрморт» (натюрморт с фруктами на голубом фоне) подкупает своей приятной глазу тональностью и чистотой примитивизма. Корзина с фруктами, подсвечник, кусочек арбуза и лимона положены на стол, покрытый голубой драпировкой. Угол стола передан художником без точного соблюдения перспективы и создается ощущение подвешенности в воздухе всей композиции с предметами. Отсутствие объема в изображаемых предметах, намек на так называемую обратную перспективу, которую часто использовали в древнерусской живописи, отправляют нас к архаике, к русской лубочной картинке. И этому ощущению не мешает даже полное отсутствие в изображении света и тени, скорее наоборот, помогает «развернуть» композицию перед зрителем, позволяет заглянуть вовнутрь картины. Удивительна и колористика натюрморта, казалось бы, яркие, почти не смешанные цвета – красный, желтый, голубой, оранжевый, зеленый и охра – а как они слились в единый цветовой ансамбль!
Конечно же, никого не оставляет равнодушным корнепластика Юрия Яковлевича. Он увлекся ей очень давно. Освоить новый вид творчества его сподвигла любовь к лесу, в котором он проводит все свободное время.
— С детства тянулся к дереву, занимался резьбой по дереву. Гуляя по лесу, присел на пенек, а когда встал, увидел в корне зверюшку, — рассказывает сам автор. – Надо только включать воображение и фантазию. В каждом корешке, пеньке, коряге, большой ветке видеть чей-то образ. Дерево, оно теплое очень, душевное…
Увиденные в корнях будущие образы зверей и птиц Коршев совсем немного «правит»: где клювик приделает, где глаз прорежет… По сути, природа сама создает произведения искусства. Работа с корнями и березовым капом – довольно трудоемкий процесс. Корни – тяжелый, закаменелый материал, поэтому приходится их вымачивать, чтобы стали податливыми. В природе нет двух одинаковых корней, как и у художника, нет двух одинаковых творений. На открытии первой персональной выставки в Каменске-Уральском все зрители, и даже художники-профессионалы, отметили восхитительную работу Юрия Коршева «Глухариная песня». Раскинувшая крылья птица, напрягая горло, токует на всю округу в поисках подруги. Деревянная скульптура получилась настолько реалистичной и с трудом верится, что автор почти не прикасался к коряге, которой когда-то был этот гордый глухарь!
Во всех работах Юрия Коршева, будь то освещенный солнцем лес, выполненный маслом, графический портрет медсестры или коряга, вырастающая в сказочную кикимору, присутствует всегда одно важное качество – доброта. Жизнь самого художника складывалась нелегко, на склоне своих лет он остался без родного дома и вынужден жить в приюте адвентистов, где, слава Богу, ему создали условия для творчества. «Без красок и дерева я бы давно умер, это и держит», — говорит 82-летний художник. Тем удивительнее видеть в его работах столько доброты и искреннего восхищения окружающим его миром. Он не обиделся на судьбу и людей, наоборот, дарит свой красивый мир нам, зрителям. Да, возможно, профессиональные художники и критики могут найти в его работах массу недочетов и «неправильностей», множество нарушений канонов академической живописи. Так ведь Коршев и не претендует на высокие звания – его возраст уже не позволяет распыляться на суету и тщету, в которой мы все крутимся. Художник показывает нам свою истину, заключенную в восхищении миром. А наивность его творений указывает на душевную чистоту и определенную мудрость прожившего жизнь человека.
Инна Постоян.