Уральские пейзажи в судьбе Николая Степановича Лагуткина

Николай Лагуткин. «Болото. Сосновка». Холст, масло, 2018.

История нашего города Каменска-Уральского на третью часть переплетена с историей семьи художника Николая Степановича Лагуткина, который родился и вырос на прекрасной земле уральских гор.

Его родители, Степан Федорович и Мария Никитична, приехали сюда в 1930 году в возрасте 13 лет, поскольку их семьи были репрессированы и высланы из сел Воронежской и Тамбовской областей и поселены в землянки и бараки Спецпоселка при поселке Каменский завод, как тогда называли наш город. Переселенцы работали на строительстве Синарского трубного завода. Степан выучился на шофера, а в 1936 году женился на Марии Сёминой. В марте 1937 года в семье появился первенец – Алексей; через год, 6 марта 1938 года, у них родился второй сын – Николай, будущий городской художник. В августе 1940 года – младший сын, Иван.

Когда Коле исполнилось 3 года, началась война. Дети были «на хозяйстве»: носили воду, топили печь, варили картоху, нянчили Ванюшку. Степан и Мария работали на заводе. Степан Фёдорович Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1945 г. был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

После войны надо было налаживать мирную жизнь. Братья учились в школе и уже втроем взяли домашние заботы на свои плечи. Но они были дети и внуки врагов народа, поэтому им многого не разрешалось. Когда братья ходили тайком рвать траву вдоль дорог для коровы, охранники, объезжая территорию верхом на конях, находили мальчишек, отбирали траву, а самих детей жестоко избивали. Именно тогда Николай, лежа на земле, смотрел на березы, слушая шелест, и знал, что они понимают его, жалеют и сочувствуют. Эту любовь к уральским березам художник Лагуткин пронес через всю жизнь: именно они стали главными персонажами его картин. В начале 50-х годов статус поселка-спецпоселения был утрачен. Коля увлекся рисованием, но его мать заболела и не могла больше работать. Николай с братьями копали огород, рубили дрова, ухаживали за домашней скотиной, косили траву, варили обед. Мальчик научился даже шить одежду для своей семьи. Но чем бы ни занимался подросток, он видел необыкновенную красу уральской природы, и ему хотелось остановить миг, чтобы любоваться им снова и снова! Судьба дала мальчику шанс. Человеком, который научил его азам изобразительного искусства, стал учитель рисования школы № 11, Игнатий Степанович Голендухин. Именно на его уроках Коля узнал, что такое свет и тень, перспектива и пропорции, как, смешивая краски, получать новые цвета и оттенки.

Но жизнь требовала свое, денег в семье не хватало, и в 15 лет Николай пошел работать на кинопередвижку, помогая механику, и продолжил учебу в ШРМ № 2. Потом механик ушел в армию, и Николай стал сам «крутить фильмы». Однажды он зашел к художнику, Виктору Николаевичу Котельникову, который оформлял афиши для кинотеатра. Видимо, тот восторг, который был написан на лице подростка, не ускользнул от внимательного взгляда, и художник предложил мальчику попробовать самостоятельно выполнить очередную афишу к фильму. Николай попробовал раз, другой, третий. Дело пошло, и афиши, им нарисованные, стали красоваться на рекламных щитах. Неизвестно, как сложилось бы дело дальше, но тут закончились каникулы, и Виктору Котельникову нужно было уезжать в другой город на учебу. На свое место он предложил талантливого парнишку, и директор кинотеатра, Полина Степановна Георгинская, взяла Николая на работу художником-рекламистом кинотеатра им. С.М. Кирова.

Николай Лагуткин. «Каменка замерзает». Холст, масло, 2017.

К 1957 году он хорошо освоился в профессии художника, но его призвали в армию. Служил Лагуткин в Москве, в Отдельном полку специального назначения, в охране Кремля и правительственных мероприятий. В армии Николай Степанович окончил вечернюю партийную школу при Политотделе Управления Коменданта Московского Кремля, завоевал звание «Отличник Советской Армии», в свободное от службы время рисовал и занимался оформлением наглядной агитации полка. Осенью 1960 года старший сержант Лагуткин вернулся в родной город. Узнав об этом, завгоротдела культуры, Саркисян, пригласил Николая на ОЦМ, художником в клуб поселка Ленинский. В 1961 году он перешел на Синарский трубный завод художником-оформителем.

В 1962 году у Николая Степановича появляется своя семья. Его женой стала Светлана Михайловна Рознина, учитель по профессии. Весной 1964 года в молодой семье появляется дочка Леночка. В этом же году Николаю Степановичу присваивается звание «Ударник Коммунистического труда». Лагуткины увлекаются спортом, много путешествуют по стране. Именно в это время Николай пишет несколько пейзажей: «Березовая роща», «Вспоминая детство», «Лесная дорожка». Эти картины наполнены солнцем и светом, жизнью и любовью, простым человеческим счастьем.

Николай Лагуткин. «Лыжня». Оргалит, масло, 2017.

В 1970 году у Светланы и Николая рождается вторая дочка, Танюшка, и в этом же году Николай поступает учиться в Свердловскую областную школу художников-оформителей, которую заканчивает в 1972 году. А в 1974 году его избирают депутатом Каменск-Уральского городского Совета депутатов трудящихся Свердловской области. Под влиянием новых впечатлений Николай пишет несколько новых работ «Снежная сказка», «Воскресная прогулка», «На речном берегу». Николай Степанович проработал на заводе до 2006 года. С 1990-х гг. электросварщиком и слесарем, имеет грамоты и благодарности, в том числе от министерства металлургии. У него есть Удостоверение на рационализаторское предложение для трубного завода. Николай Степанович проработал на СТЗ до 68 лет, а потом ушел на пенсию. Общий стаж – 52 года! А еще у него – золотые руки: сам построил баню и теплицу, ремонтирует обувь и мебель, шьет шляпы и жилеты, умеет сделать стрижку, разбирается в электричестве, водит машину. А супы и жареная рыба в его исполнении – это шедевр кулинарного искусства!

В творчестве Николая Степановича каждая работа – это поиск равновесия между суровыми буднями промышленного региона и красотой уральской природы. Его картины несут добро и энергию, душевное тепло и хорошее настроение. Ни одна из них не писалась «на публику». Это скорее личный дневник, где автор ни с кем не спорит, ничего не доказывает, а просто открывает перед зрителем страницу за страницей.

В 1950-60-х гг. Коля выполнял небольшие зарисовки с натуры, как раздумья о смысле жизни, о городе, где родился и вырос. Его рабочий блокнот тех лет полон набросков человеческих лиц, выражающих разные эмоции и мысли. Порой сюжеты приходили сами: небольшой домик за раскидистым деревом, покосившаяся изба, застройка улицы Карла Маркса, первого здания клуба СТЗ. Основные сюжеты – природа Урала, с которым оказалась связанной вся жизнь. Художник изображает в пейзажах одни и те же мотивы. Но каждая работа мастера вызывает разные чувства. В его пейзажах, наполненных характерными чертами уральского ландшафта: холмистый рельеф, горы, леса, реки – звучит интонация уральской природы, воплощенное в красках «чувство своей земли».

Николай Лагуткин. «Первый снежок». Оргалит, масло, 2017.

Пейзажи художника 1970-80-х годов передают своеобразную красоту Урала, ее величественность и неповторимость. Картины Николая немногословны, понятны людям любого возраста, лишены каких-либо эффектов, просты и цельны по композиции. Они узнаваемы. Пейзаж прекрасен тогда, когда оживлен, и на земле прекрасным кажется также то, с чем связано счастье, довольство человеческой жизни. Сюжеты для своих картин художник находил в окрестностях города Каменска-Уральского. Его влекли лесные опушки,  виды могучих сосен и стройных березок, уральские просторы, – все его творчество проникнуто глубоко патриотическим национальным духом. В пейзажах Николая Лагуткина отражаются размышления о судьбе родины, глубокая любовь к своему городу, трепетное и нежное отношение к своей семье. Именно это помогло художнику создать пейзажи «Уральская зима», «Воскресная прогулка», «На Каменке», «Уральское серебро», «На речном берегу», сделало искусство Николая Степановича по-настоящему правдивым. Мастерски показывая лирический пейзаж, он предпочитает писать утро или вечер, весну и осень, те моменты, которые наиболее богаты оттенками настроений.

Мажорная нота звучит у Лагуткина в 1990-х годах в таких пейзажах, как «Март», «Уральская осень», «Утро года», «Родная сторона». Белые, стройные молодые берёзки подчёркивают композицию построения до линии горизонта. Такие картины мог написать только человек, который глубоко поэтично любит родную природу.

Пейзаж в работах Николая Лагуткина 2000-х гг. не утратил преемственности юного и зрелого Мастера, при высоком исполнительском мастерстве обладает замечательным художественным качеством. В течение многих лет он собирает материал для картин, в которых, об Урале было бы сказано все. Так появились полотна «Скалы на реке Исеть», «Весна идет», «Тишина», «Просека», «Летний день», «Ноябрь». Строгая величавость гор, уходящая даль, широкий разворот природы, навевают мысли о величии уральской земли. В этом и заключено золотое зерно таланта Николая Лагуткина, его дара художника: изображая привычный мотив, он умеет передать чувства и мысли современного человека перед лицом природы. Ясным покоем и романтической мечтой радуют и увлекают работы Мастера: «Поздняя осень», «Уральские напевы», «Октябрины», «Солнечная осень». Он тонко чувствует жизнь природы, очень любит уральскую осень с ее богатством цветовой палитры, прозрачность воздушной среды, ностальгический настрой  и умиротворенность обстановки.

Николай Лагуткин. «Унылая пора». Оргалит, масло, 2014.

Русской природе не свойственны яркие цвета, резкие линии, четкие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, все зыбко, мягко, почти неуловимо. Художник сумел по-новому, свежо, проникновенно передать красоту осеннего листопада, спокойную гладь уральских рек, смолистый запах сосен и трепетную беззащитность белоствольных берез, мартовскую оттепель и голубые тени на рыхлом ноздреватом снегу. Лагуткин Николай Степанович с детства вобрал в себя могучий дух Урала, не пренебрег талантами, переданными ему от старших поколений, в трудах и заботах, упорным трудом развивая и умножая их, стал настоящим Творцом, замечательным Мастером и прекрасным Художником!

В сентябре 2017 года Николай Степанович и Светлана Михайловна отметили изумрудную свадьбу – 55 лет семейной жизни!

6 марта 2018 года Художник отметил свое 80-летие: пожелаем ему здоровья, долголетия, новых творческих успехов!

У него есть два внука и внучка, подрастает правнук. Жизнь продолжается!

Елена Николаевна Дубровская, дочь художника

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + девять =