Мечтай и сообщай. Печатная графика Ирины Третьяковой

Вот уже больше десятилетия художник Ирина Третьякова работает в традиционных техниках печатной графики. Начиная с 2008 года, совместно с соратниками по творческому объединению «PrintaVera» (Екатеринбург) она начала осваивать изысканную и редко встречающуюся разновидность гравюры – меццо-тинто. С тех пор, художник неизменно обращается к этой сложной, трудоёмкой, но и исключительно «благодарной» технике для воплощения своих творческих замыслов.

Техника меццо-тинто (иначе «чёрная манера», manera negra) была изобретена голландцем Людвигом ван Зигеном в 1642 году. В отличие от преимущественно использовавшихся в то время резцовой гравюры и офорта новая манера гравирования оперировала не линией и штрихом, а тоновым пятном. Эта особенность позволяла гравёру передавать нежнейшие полутона и глубокие бархатно-чёрные тени, достигая при этом поистине живописной мягкости тональных переходов. Другой особенностью вновь изобретенной техники явилось то, что изображение создавалось не тёмным пятном на светлом фоне, а наоборот, вырабатывалось от тёмного к светлому, постепенно высветлялось из чёрного тона. До изобретения современных полиграфических технологий меццо-тинто, как и прочие манеры гравюры, служила в основном для репродуцирования живописных полотен. Сейчас приверженцы этой старинной техники, основные приёмы которой остаются неизменными на протяжении веков, создают в меццо-тинто самоценные  авторские эстампы.

Овладение сложнейшей техникой меццо-тинто, освоение её специфического художественного языка требует продолжительного времени – мастерство художника, однажды полюбившего и избравшего для себя «чёрную манеру», оттачивается годами, причём автор не застрахован от неудач, спровоцированных чисто техническими погрешностями. Ирина Третьякова идёт по избранному пути и создаёт в меццо-тинто не только отдельные листы, но задумывает целые графические серии. «Из-под пера» художника, а точнее из-под качалки и гладилки (столь образными наименованиями обладают основные инструменты, используемые при создании меццо-тинто), вышло немало прекрасных гравюр, которые автор печатает небольшими тиражами, ограничиваясь десятью или дюжиной оттисков.

Сюжеты графических работ Ирины Третьяковой рождаются из воспоминаний. Часто они связаны с размышлениями художника о времени: своеобразным символом человеческой жизни, балансирующей между прошлым и будущим, служит раскачивающийся маятник («Путешествие в будущее», 2013), о каком-то неведомом событии, вехе в судьбе возвещает звон колоколов («Мечтай и сообщай», 2015).

Среди работ Ирины Третьяковой есть небольшая гравюра, созданная под впечатлением от стихотворения Марины Цветаевой «Вот опять окно…». В одном из оконных проемов многоквартирного «улья» – силуэты влюблённых, о родстве душ которых поэтесса писала «… Или просто – рук не разнимут двое. В каждом доме, друг, есть окно такое». Нежное «зернение» позволяет художнику передавать мягкий свет свечей в темноте соседнего окна.

Серия «Санторини»

Своеобразным осмыслением впечатлений от путешествия стала серия миниатюрных оттисков, сгруппированных в единую композицию – «Санторини» (2015). Бездонная глубина бархатно-чёрного фона придаёт реальным греческим пейзажам специфическое для меццо-тинто ощущение таинственности и необычности.

Совсем недавно, в 2016-ом году, Ирина Третьякова создала свою новую графическую серию «Годы». Каждый из трёх листов, составляющих эту сюиту, имеет ярко выраженный вертикальный формат. Использование столь вытянутых по вертикали пропорций, позволило художнику вместить в пространство каждого оттиска загадочные «многоуровневые» композиции.

Екатерина Корнеева, искусствовед

Серия «Годы»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − 2 =