Не так давно в городском выставочном зале Каменска-Уральского прошла выставка известного художника и педагога Детской художественной школы № 1 Ивана Паздникова «Второй век с детьми», где были представлены работы его учеников за 40 лет его преподавания. На экскурсиях Иван Васильевич рассказывал о выпускниках школы, как сложилась их судьба. Некоторые имена наших земляков стали настоящим открытием для каменцев. Среди них – известный архитектор, генеральный директор Санкт-Петербургской архитектурно-дизайнерской студии «Квадрат» Владимир Кузнецов. Паздников отобрал для своей выставки графику тогда еще 15-летнего Володи Кузнецова – «Дон Кихот». Мы списались с Владимиром и взяли у него блиц-интервью.
— Владимир, расскажите о времени, проведенном в Каменске, где и с кем учились?
— Я родился в Каменске-Уральском в 1971 году. Мои родители работали на каменских заводах. Семья отца с Волги, а мама моя из Сибири. Учился я в средней школе № 16. Помню замечательную классную руководительницу и преподавательницу истории Зинаиду Ивановну Флюндерову. О первой художке остались хорошие воспоминания благодаря преподавателям – Ивану Васильевичу Паздникову, Вячеславу Гавриловичу Ваганову, Владимиру Федоровичу Поспелову.
— С кем вы там учились?
— Мне повезло учиться в одно время с такими ребятами, как Юрий Первушин и Дмитрий Васильев. Сейчас они талантливые и известные художники, каждый со своим собственным характером в творчестве. Мы и сейчас с ними поддерживаем отношения, благо, они часто бывают в Питере, учились там и работали.
— Они стали художниками, а вы – архитектором…
— До 9-го класса я хотел стать художником-оформителем, так сильна была творческая закваска из художки. Но после 9-го класса желания изменились – твердо решил в архитектуру. Чувствовал к этому расположение. Архитектура объединяет в себе и эстетику, и функциональность. После школы я поступил в Свердловский архитектурный институт, закончил его в 1994 году с отличием, получив красный диплом. Годы учебы запомнились перестройкой в сознании творчества, умением воспринимать пространство объемно и в пропорциях, как и следует архитектору.
— Иван Васильевич говорил, что вы стажировались во Франции…
— Да, я выиграл грант министерства иностранных дел Франции на обучение, выучился и защитил диплом DESS в Школе архитектуры города Нанси. Этот диплом приравнивается к нашей аспирантуре и кандидатской степени. Стажировку проходил в архитектурной мастерской Жака Сбриглио в Марселе и Поля Ландёра в Париже. После учёбы и стажировки живу и работаю архитектором в Питере, уже ставшем мне родным.
— Помните ли первый свой заказ?
— Конечно. Это был проект для директора завода. Выполнил перепланировку большой квартиры в сталинском доме, пропустив элементом общего стиля невьянскую арку. Большие зеркала еще больше раскрыли пространство. Получилось неплохо, мне самому понравилось.
— Ваши сегодняшние достижения? В прессе вас иногда называют архитектором банковских офисов…
— Сегодня я руковожу архитектурно-дизайнерской студией «Квадрат», создал ее в 2000-м году. Это большая ответственность и сильнейшая конкуренция. У нас 22 сотрудника, все профессионалы всего дела, всех надо обеспечить творческой работой и еще соцпакетом. «Квадрат» имеет огромный опыт проектирования офисных интерьеров и пространств. Мы выполняли проекты ключевых офисов таких организаций, как Банк «HSBC» , «ГазПромБанк», ЗАО «Райффайзенбанк», ОАО «Внешторгбанк», ЗАО «Глобэксбанк», ОАО «Телекомбанк»(Связьбанк), ОАО «Юни Кредит» («Международный московский банк»), ЗАО «Росевробанк», ОАО «АК-БАРС банк», ЗАО «Банк Александровский», «НомосБанк», ОАО«Балтийский Банк», ОАО «Ханты- Мансийский Банк» , ОАО «ХКФ Банк» (Хоум Кредит Финанс), ОАО «Городской Ипотечный Банк», ОАО «Национальный Банк «Траст», Бизнес центр «СОДРУЖЕСТВО», Бизнес центр «Разночинная», «Банк «Северный Морской Путь», «Адамант», «Плаза Лотос Групп», «Газпром Интернешнл». Общая площадь проектируемых пространств составила уже более 375 000 квадратных метров. Много проектируем и жилых домов. Доводилось разрабатывать проекты домов и для известных личностей. В их числе – прима-балерина Мариинского театра Санкт-Петербурга Ульяна Лопаткина. Мои частные заказчики – все состоявшиеся личности, есть и звезды. Сейчас работаем над проектами домов в Ривьере, курортном районе Санкт-Петербурга.
— Как у архитектора у вас есть свой стиль? Свои предпочтения?
— Каждый архитектор, как и любой человек, имеет свой характер. Поэтому стили у всех разные, мне приятен рационализм. Это честный стиль — без декораций. И если все пропорции выверены, то получается идеально. Очень важно, чтобы в любом объекте творчества была видна идея — тогда он становится понятен и принят всеми, независимо от уровня знаний и образования зрителя. Мой приоритет в проектировании частных домов — создание пространства для работы и жизни человека: индивидуальное, выразительное, функциональное.
— Бываете ли на малой родине? В Каменске? В Екатеринбурге? Ваши впечатления как архитектора?
— К сожалению, не был 19 лет. Но есть сегодня Интернет, ничего не скроешь. Знаю, что город сократился по численности на 30000 жителей. Жаль. Хорошо, что восстановили церкви. Градостроительную политику города я уже и раньше критиковал — мало частного сектора. Надо больше! Жаль, что малое финансирование не позволяет качественно развивать городскую инфраструктуру. В Екатеринбурге нет единой мысли застройки, поэтому небоскребы растут, где бог послал. Можно было бы хотя бы повторить опыт Москва-сити – там все смотрится органично, есть ясный силуэт и общая идея.
— Скучаете ли по родине? Ваши любимые места в Каменске?
— Конечно скучаю. Вспоминаю детство и юность. Приятен сердцу и глазу старый Каменск, соцгородок алюминщиков, сталинские дома Алюминиевой. Природа там замечательная — озёра, леса…
Спрашивала Инна Постоян.