В четверг воспитанники Детской музыкальной школы № 2 познакомились с обновленным Выставочным залом. Побывали сразу на трех выставках, увидели, как рисуют юные каменские художники, узнали о новых направлениях в живописи и попробовали себя в роли супрематистов.
Экскурсии начались с зала, где расположились реалистические пейзажи каменского художника Николая Пинигина. На его работах ребята изучили, что такое пейзаж, композиция, колорит, разноплановость, различные техники письма для создания определенной фактуры предметов. Посмотрели, чем отличается реалистическая живопись от фотографии, и чем она ценна для зрителя. Ребята, конечно же, узнали на картинах Пинигина свой родной город, но старый город предстал перед ними более романтичным и эстетичным, где старинные здания и улочки органично вписаны в окружающий ландшафт. Художник, с помощью красок, добавил в сюжет присущие ему эмоции и получился пейзаж-настроение.
В большом зале, где проходит выставка работ воспитанников детских художественных школ, юные музыканты увидели творения своих коллег – юных художников. Увидели, как растут дети, поэтапно переходя из создателей «каляк-маляк» к осмысленным и выполненным на высоком художественном уровне работам, которыми могут гордиться уже не только родители. Все отметили дипломные работы выпускников детских художественных школ, выполненные в различных жанрах и техниках. Большой интерес у музыкантов вызвали изделия декоративно-прикладного творчества, в особенности, детские работы из камня: где берут камни, как их обрабатывают, работают ли юные камнерезы на станках… Вспомнили уральские сказы Бажова с «Малахитовой шкатулкой» и Данилой-мастером.
Напоследок ребят ждала уникальная экскурсия по авангарду — в малом зале они познакомились с работами уральского супрематиста Антона Таксиса. Что удивительно: именно у детей супрематизм вызывает неописуемый восторг. И когда их спрашиваешь, что они считают главным в этих красочных и геометрических композициях, то получаешь весьма точный ответ – «Цвет!». Детям, в отличие от взрослых, намного проще воспринимать современное искусство, которое побуждает фантазировать и размышлять. Понять философию супрематизма им еще сложновато, но они легко абстрагируются от обыденности нашей жизни, увлекаясь интеллектуальной игрой в отвлеченные понятия. Причем, цвет они воспринимают примерно так же, как и основатель супрематизма, Казимир Малевич – как самостоятельный, отдельный, элемент физического мира, который до Малевича в живописи использовался только как окраска предметов. Ученики 4-го класса еще не изучают геометрию, но имеют представление о геометрических фигурах, которые также являются основной составляющей супрематизма. Азы геометрии ребята прошли на супрематических композициях Антона Таксиса на его персональной выставке «Супремус. Силуэт. Импровизации». К слову, его импровизации на тему супрематизма легко «читаются» детьми, в том числе и благодаря подсказкам-названиям на каждой работе. Этикетки в своем роде задают вектор, в котором следует размышлять над работой. К примеру, композиции «Попутного ветра» и «Сам иди туда» ребята расшифровали без труда, сравнив первую со сказками Пушкина «Ветер, ветер, ты могуч…», а вторая, по их мнению, отражает конфликт двух людей. Рассказ о «Черном квадрате» Малевича ожидаемо вызвал восклицания: «Я тоже так могу! Всего-то квадрат нарисовать!» Что и было сделано. Ребята, под рассказы о новом для них направлении в живописи, попробовали создать самостоятельные супрематические композиции. Кое-кто даже создал композицию на тему «Летатлин» (концептуальное произведение авангардиста-конструктивиста Владимира Татлина).