Супрематические импровизации Антона Таксиса (к персональной выставке «Супремус. Силуэт. Импровизации»).
Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию…
К. Малевич
Городской выставочный зал Каменска-Уральского знакомит горожан с творчеством современного уральского супрематиста Антона Таксиса. Персональная выставка графических и живописных работ «Супремус. Силуэт. Импровизации» является ярким и неординарным событием в культурной жизни города и уральского авангардного искусства.
Современная жизнь немыслима без достижений научно-технического прогресса и развития нанотехнологий. Упрощение и комфорт быта, быстрый темп жизни способствуют адаптации современного сознания к модным гаджетам последнего поколения (айфонам, смартфонам, планшетам и др.), к использованию интернета, быстрому принятию решений, скорости передвижений. Простота и лаконичность форм характерны и для современного изобразительного искусства – архитектуры, скульптуры, дизайна, способствующих формированию пространственной среды и, как следствие, мышления и мировоззрения человека.
Первые шаги к этому были предприняты ещё в начале XX века художником будущего, мыслителем и революционером в искусстве Казимиром Малевичем, создавшем новый стиль искусства – супрематизм. Основанное им в 1915-1916 г.г. объединение художников-авангардистов «Супремус» объединило такие громкие имена, как Л. Попова, А. Кручёных, И. Клюн, О. Розанова, В. Хлебников, Н. Удальцова, А. Экстер и др., которые в своём творчестве воплощали другое – «передовое» искусство и новое видение жизни.
Начало ХХ века было ознаменовано формированием нового сознания и восприятия мира на фоне трагических исторических событий (первая мировая война, свержение царя, октябрьский переворот, гражданская война и пр.), открытий в области науки (квантовой физики, астрономии, химии, микробиологии, генетики и пр.), развития фотографии и кинематографа, появления новых течений в искусстве – в литературе и театре, в архитектуре и живописи – кубизм, кубофутуризм, абстракционизм, лучизм, конструктивизм, супрематизм и пр.
Футуристическая выставка «0,10», открывшаяся в Петербурге 19 декабря 1919 года стала ключевой в представлении новых идеалов сознания и искусства будущего. Знаменитый «Чёрный квадрат» К. Малевича по замыслу автора воплощал собой Абсолют, «нулевую форму» и полный отрыв от предметного мира, так называемую нулевую отметку, обозначающую переход к беспредметному искусству. Подобное революционное мышление было непонятно и запрещено в советской действительности.
Сегодня, 100 лет спустя, это искусство не потеряло своей актуальности и новизны. Творчество Антона Таксиса – яркое тому подтверждение.
Супрематическая геометрия форм – это своего рода художественный текст, олицетворяющий авторскую индивидуальность в передаче творческого замысла, и сформировавшееся мышление в ходе его личностной деятельности,отразившей эмоциональную, рациональную стороны изобретательности художника.
Неожиданные комбинации супрематических элементов, – основанные на линеарности силуэта, лаконизме форм, контрастности цветового звучания и семантике[1] смыслового подтекста, актуального и понятного зрителю,– Таксис разворачивает на плоскости, в пространстве, наполняя его метафорами, гиперболами и аллюзиями[2]. Так смысловое содержание выражается в авторском видении композиционных преобразований, являя тем самым синтетическое воплощение художественной образности и целостности форм. В частности, это проявляется в серии «Соблазн» (2016 г., бумага, аппликация) и работах «Голубой период Пабло» и «Розовая Мерилин» (2016 г., бумага, цифровая печать).
Импровизации на тему арбуза воплотились в серии «АРтБУЗа», где выделенные буквы «Т» и «А» ненавязчиво отсылают к инициалам автора. Узнаваемые арбузные полосы преображаются в разные символы, представляя зрителю юмористический дизайнерский взгляд на культурные артефакты ХХ века. («Мадам Грицацуева», «Пупок супрематический», 2013 г., оргалит, эмаль).
Индивидуальный стиль мастера характеризуется простотой и выразительностью пластического языка, символической обобщённостью, построенной на глубинных смыслах и понимании первичности геометрических форм (круга, квадрата и треугольника) и основных локальных цветов (черного, белого и красного), известных ещё с древнейших времён и переосмысленных художником в контексте XXI века (серия «Царь-Квадрат», работы «Попутного ветра» и «Сам иди туда», 2013 г., оргалит, смешанная техника). Также в серии «ХХ век. Рефлексия» (2017 г.) идёт парафраз известной цветной трилогии К. Малевича – «Черный квадрат», «Красный квадрат» и «Белый квадрат»[3], но Таксис акцентирует внимание то на красный, то на чёрный, помещая их в центре композиции, и «усиливая» акцентным агрессивным звучанием дополнительных объёмных элементов с торчащими в разные стороны гвоздями. Названия «Каждый за себя» и «Гражданская война» говорят сами за себя, раскрывая внутреннее содержание картин.
Серия «Мохнатые» представляет собою аппликации из полиграфических обрезов, где уже известный квадрат (круг, треугольник) «выходит» из плоскости листа в объёмное пространство, посредством трансформации и импровизации с «мохнатой» фактурой («Мохнатый круг», «Мохнатый квадрат», «Мохнатый треугольник», 2016 г., бумага, смешанная техника).
Искусствовед и художник А. В. Степанов характеризует стилистическое направление деятельности Антона Таксиса как «социализированный супрематизм», продолжающий идеологию социально-тематических работ «главного супрематиста» – Малевича. И неудивительно: социальная сфера органично вплетается в содержательный и культурологический контекст произведений искусства через символы и знаки. Формированию нового авангардного мышления способствует окружающая среда, личностный опыт деятельности художника и духовный рост, интеллектуальный уровень развития, мировосприятия и культуры самовоспитания.
Таксис Антон Гарьевич живёт и работает в Екатеринбурге. Родился в 1956 году. После окончания школы работал слесарем механосборочных работ на Уральском электромеханическом заводе. Учился в Свердловском архитектурном институте по специальности «Архитектура жилищно-общественных сооружений». Работал художником-оформителем, техником-архитектором, дизайнером. Будучи специалистом в области промышленной графики, А. Таксис разработал более 200 товарных знаков, эмблем и проектов фирменного стиля. Такой жизненный опыт – работа на заводе, обучение архитектурным основам, художественно-оформительская работа, графический дизайн – всё это сформировало особое пространственное мышление – цельное и лаконичное, отсюда и стремление к простоте, выразительности форм, цвета и содержания.
С середины 80-х годов ХХ века художник стал создавать собственные произведения знаковой графики, кодируя информацию и наполняя идеями, символами и знаками, превращая их в артефакты супрематического толка; в качестве отправной точки – идеологическая основа теории «искусства будущего» Казимира Малевича и его объединения «Супремус».
Признание художественных заслуг, творческих поисков, импровизаций с формой и символами, переосмысление известных в мировой культуре сюжетов, образов и героев способствовало вступлению в профессиональные сообщества –«Союз дизайнеров России» (2000 г.) и «Союз художников России» (2010 г.)
В 2012 году он получил благодарность от Союза художников «За большой вклад в развитие изобразительного искусства Российской Федерации». На сегодняшний день Антон Таксис – активный участник международных, всероссийских, межрегиональных, региональных, городских и персональных выставок. Его произведения хранятся в музеях Екатеринбурга, Томска, Нижнего Тагила, Красноярска, Ханты-Мансийска, Милана, а также в частных коллекциях нашей страны и за рубежом.
Современное уральское искусство многогранно, и творчество Антона Таксиса отражает одно из интересных его проявлений – идейно-философское направление супрематизма, основанное на теории предельной геометризации формы, чёткой силуэтности символической содержательности, что позволяет автору быть понятным и современным зрителю, экспериментировать и воплощать творческие идеи в действительность.
Ирина
Зябликова-Исакова, искусствовед,
член Международной Ассоциации
искусствоведов AICA, эксперт
по культурным ценностям Министерства
культуры РФ
[1]Семантика — наука, занимающаяся осмыслением слов, букв, философскими языковыми аспектами, благодаря которой можно вычленить соотношения фраз, слов, символов, выявить взаимосвязь со значениями.
[2]Аллюзия — стилистическая фигура, содержащая указание, аналогию или намек на некий литературный, исторический, мифологический или политический факт, закрепленный в текстовой культуре или в разговорной речи.
[3]«Черный квадрат» (1915, 1929, Третьяковская галерея, Москва), «Красный квадрат» (1915, Русский музей, С-Петербург) и «Белый квадрат» («Белое на белом», 1918, Нью-Йоркский музей современного искусства).