Полифония пейзажа

3 апреля в 15.00 в Выставочном зале состоится открытие выставки «Полифония пейзажа».

Выставка «Полифония пейзажа» представляет произведения живописи и графики ведущих уральских художников из собрания Екатеринбургской галереи современного искусства.

Русская школа пейзажной живописи насчитывает более трёхсот лет. С конца XIX века пейзаж является основным лейтмотивом в творчестве художников Урала. В экспозиции представлены произведения мастеров разных поколений: для одних пейзаж – отражение эпохи и внутреннего мира, для других – возможность для живописно-пластических поисков.

Формирование художественных традиций на Урале начиналось на рубеже XIX-XX веков в таких уральских промышленных центрах как Екатеринбург, Нижний Тагил, Златоуст, Касли, Кунгур и т.д. Там возникали художественно-ремесленные школы, дававшие основы технического рисования. Один из самых первых профессиональных художников Урала Леонард Викторович Туржанский (1874 – 1945)  начинал свои первые творческие шаги именно в таком учебном заведении старого Екатеринбурга. Продолжив своё образование позднее в Санкт-Петербурге, в Центральной школе технического рисования, он раскрыл в себе дар живописца и поступил в Московское высшее училище живописи, ваяния и зодчества графа Строгонова. Его называют «уральским импрессионистом» благодаря усвоенной им от своего любимого учителя Константина Коровина манере пленэрного письма «а-ля прима», с мастерской передачей световоздушной среды в пейзаже.

Абрамов А. Весенние поля

Продолжателем пленэрных традиций на Урале стал Иван Кириллович Слюсарев. Не получив системного профессионального образования, он воспринял московскую пленэрную живописную традицию непосредственно от Леонарда Туржанского, став его верным последователем. Значительно пережив своего учителя, Иван Слюсарев стал в 1940-х – 1950-х годах одной из центральных фигур в развитии такого самобытного явления как «уральский пейзаж — настроение». В этой традиции стали также работать такие его современники как Виктор Зинов (1908 – 1991), Дмитрий Кавалершин (1902 – 1952). Вилен Мухаркин, Анатолий Абрамов и Леонтий Зудов.

Мухаркин В. Облака

В 1950-е годы уже складывается монументальный образ уральского ландшафта. Суровая романтика родного края звучит в эпических пейзажах Евгения Гудина, Николая Чеснокова, Сергея Волочаева, Ивана Кучмы и Александра Бурака. После «Хрущевской оттепели» для художников наступает время творческого эксперимента и свободы высказывания. Так новые образы и темы ищут художники-нонконформисты. Геннадий Мосин создаёт особое направление философско-символического пейзажа. Особенно это выразительно в картине «Башкирия», где самобытный природный мотив горы представлен как метафора традиционного мужского головного убора башкирских охотников. Миша Брусиловский в картине «У Центрального гастронома» смело экспериментирует с пластической формой и цветом, трансформируя конкретику городского мотива в панорамную мозаику.

Брусиловский М. У Центрального гастронома

Переосмысление эстетики западноевропейского экспрессионизма нашло отражение в произведениях Юрия Косых, Николая Грязных и Александра Запоржина. Их пейзажи импульсивны и эмоциональны, ещё более лишены конкретики места, но полны узнаваемостью чувственного переживания. Веяние «неоимпрессионизма» представлено в творчестве Анатолия Новикова, Александра Сухих и Юрия Буданова, где выразительные пейзажные образы несут лирическое начало в передаче мимолётного состояния природы.

Грязных Н. Деревенский мотив

В постперестроечное десятилетие пейзаж переосмысляется российскими художниками как метафорическая картина. Владимир Ганзин, например, создает мистико-сюрреалистические образы своих современников, а Сергей Корякин использует элементы пейзажа как иронический знак для создания политического контекста в стилистике «соц-арта».

Корякин С. Весна, любовь и переСТРОЙКА

Особый раздел экспозиции – серия пейзажей «Старый и Новый Екатеринбург» метра уральской школы графики Виталия Воловича. Эти работы вошли в основу альбома акварелей и темперных рисунков «Старый Екатеринбург», являющегося сегодня библиографической редкостью. В наступившем 2018 году Виталию Михайловичу Воловичу исполняется 90-лет. Художник и сегодня полон творческих сил и с энтузиазмом готовит свою большую персональную выставку в залах Екатеринбургского Музея изобразительных искусств.

Волович В. У ворот исторического сквера

Виталий Волович: «Старый Екатеринбург уступает место новому городу. Это естественно и неизбежно. В бурном его росте безвозвратно исчезают старые улицы, дома и особняки. Все то, что составляет неповторимое своеобразие города, его индивидуальность, его историческое наследие. Неотъемлемой частью образа Екатеринбурга является суровая уральская природа, из которой неостановимо и мощно вырастает современный город.

Историческая память – это культура отношения к своему прошлому. Способность уважать, любить и беречь его. Как берегут воспоминания о прошедшем детстве».

Елена Шипицына, арт-директор ЕГСИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *