Среди авторов выставки современного искусства «Единство: цвет/ форма/ образ» — представители известной екатеринбургской арт-группы «Бригада маляров им. Казимира Малевича», Виктор Оборотистов и Елена Гладышева. Они постоянные участники и инициаторы различных творческих проектов на городских мероприятиях.
Виктор Оборотистов
Родился 13 июля 65-го года (двадцатого века). Пос. Карабашка, Тавдинского района.
1990г. – Вечерняя школа им.П.П.Хожателева.
Ученик Льва Хабарова. Виктор Оборотистов называет себя художником-исполнителем. Он выпускник Школы им. П.П. Хожателева, представитель уральского независимого искусства, в сфере творческих предпочтений которого свободно варьируются авангардная живопись и беспредметная графика, акционизм и перформансы, видеоарт и параллельное кино.
Оборотистов – участник екатеринбургской художественной группы «Бригада маляров им. Казимира Малевича », куда помимо Виктора входят Елена Гладышева, Владимир Романов, Марина Ражева. Сольно и в составе группы художник регулярно создает арт-проекты, рассчитанные на зрителя со свободным мышлением, у которого в лексиконе нет такой категоричной оценки, как «это непонятно».
Виктор Оборотистов выставлялся в резиденциях Уральской индустриальной биеннале современного искусства, на фестивале «АртКлязьма» в Москве, в Музее истории Екатеринбурга, неоднократно в галерее «Поле», в разных других (иногда довольно странных) выставочных пространствах, делал инсталляции в городской среде. Он имеет опыт творческого сотрудничества с Белинкой, в частности, в 2012 году он участвовал в проекте «Библиотека для безбилетников».
В работах на выставке «Единство: цвет/образ/форма» Виктор Оборотистов использует смелые сочетания цветов, экспрессивную живописную линию, добиваясь наибольшей выразительности изображаемого.
21 апреля нам удалось немного пообщаться с автором.
— Вхожу в группу «Бригада маляров им. Казимира Малевича », именно «малЕров»! Группа у нас создана где-то в 2003-2004 годах. Нас четверо входит в эту группу: я, Елена Гладышева, Марина Ражева, Володя Романов. Мы тогда начали проводить совместные выставки, просто стало вместе интересно. Сегодня в нашей копилке уже достаточно совместных арт-проектов. Мы занимаемся не только с живописью, мы делаем видеопроекты, работаем со словом.
— Почему мы называемся «Бригада маляров им. Казимира Малевича »? Как-то мы все по очереди прочитали одну книжку. И был там сюжет про какого-то старика, который ходил, делал всякую ерунду и смеялся над собой, мол, смотри, что вытворяет «бригада маляров Малевича». Эту строчку мы взяли за основу. Мы, действительно, что-то красим, малюем… С иронией мы к этому относимся. К Малевичу, как некоторые считают, это не имеет никакого отношения. Хотя нас все время пытаются с ним как-то ассоциировать. Это в первую очередь самоирония.
— Все в мире взаимосвязано, особенно сильна связь между вселенной и творческими людьми. Определенно есть взаимосвязь. Мы влияем на мировую гармонию.
Вот был у нас очень яркий проект с известным режиссером Николаем Колядой, когда его театр еще в подвале был, там была бойлерная. А ему нужно было уже ставить спектакль. Помещение было, конечно, тяжелое: стояло старое оборудование, бойлер сам. Как привести в порядок? Взяли ведро белой краски, кисти и просто натыкали белой краской по стенам, по оборудованию и бойлеру. И в результате все это оборудование с огромным бойлером визуально «растворилось» в помещении. Делали поздней осенью, тогда долго не было снега. Закончили красить, вышли на улицу и тут повалил снег. Как говорится, накликали…
А вот была у меня такая «Плавучая опера» в галерее «Поле»: я каждый день на выставке менял одну картину. Все менял, менял, менял… А в конце выставки у них случился потоп, залило галерею…
О себе
— Себя не отношу ни к какому стилю. Стиль все время меняется. Да и скучно работать в одном направлении.
— Художник никому ничего не должен. Он просто живет, по жизни идет, смотрит вокруг. А когда его колбасит, он идет и что-то такое, вечное, делает! Поэтому не нужно загонять художника в рамки. Свобода творчества прежде всего! Часто человека что-то ведет. Когда само это приходит, не вымучено, тогда все складывается. Кто-то сказал, что гениальную вещь сделать легко, трудно войти в это состояние.
— Философия искусства, всякие теории – это не про меня. Но кому-то это надо было, для чего-то. Кому-то помочь понять искусство. Я не очень знаю историю искусства и даже того же Малевича, из-за чего надо мной иногда посмеиваются – все-таки его имя носим.
Елена Гладышева
Родилась во Владивостоке.
Живёт и работает в Екатеринбурге. Окончила «Школу архитектурно-художественного творчества» при Архитектурном институте. Окончила «Художественную школу им. П. П. Хожателева». На ее счету более ста персональных и групповых художественных выставок в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Омске, Красноярске, Магнитогорске, Москве, Санкт-Петербурге, Копенгагене, Праге, Сиэтле, Барселоне, Люксембурге, Кёльне – графика, живопись, инсталляции и перформансы. Работы Гладышевой находятся в музеях Екатеринбурга, галереях и частных собраниях России и других стран. Входит в состав арт-группы «Бригада малеров им. Казимира Малевича».
О себе
— К какому-то направлению я себя не отношу. Все равно всё, что на что-то похоже – это реализм. Можно, конечно, придумывать, какой это реализм, присваивать какие-то термины. Искусствоведы лучше это знают. В своих статьях они иногда отсылают меня к «мифологическому реализму», к наивистам. Но я себя никуда не «приписываю». Ведь если ты себя вот так отнесешь, то надо будет этому уже соответствовать. Но это не очень интересно — плыть по заданному течению. Лучше об этом не думать и идти своим путем.
— Персональных выставок у меня достаточно. Есть желание сделать небольшую паузу. Осмотреться надо, ощутить себя. Чувствую, все, что было сделано, уже мне не интересно и хочется сделать небольшой творческий перерыв. Однако шлейф обязательств пока не дает надеяться, что выберусь куда-то в глушь, в деревню, и сделать какую-то серию работ, которая бы подсказала путь.
— Творчество для меня всегда было основой. И в школе, и творчество при архитектурном институте, где меня немного испугало количество знаний, которые нужно получить, чтобы стать художником. Потом я уже узнала про школу для взрослых. И сейчас я понимаю, огромное значение для художника имеет самообразование, которое никогда не заканчивается. К экспериментированию в творчестве я отношусь нейтрально, если смотреть на мое творчество с точки зрения искусства. Главное для меня – быть максимально честным, не делать то, что от тебя хотят, а свое. Вот в этом смысле, когда творишь для себя, эксперименты в радость. Искренность важна. Нужно всегда оставаться самим собой.