В июле этого года мы придумали и начали воплощать в жизнь новый художественно-дружеский проект – Городской пленэр. Мы уже побывали в Щербаково, в этот раз отправились покорять красоты Зырянки, что в Курганской области.
Село Зырянка расположено на правом берегу реки Синара, правом притоке Исети, в 45 километрах от Каменска-Уральского. Основали Зырянское поселение между 1709 и 1719 годами переселенцы из Катайского острога Тимофей Борисов сын Зырянов с сыновьями, возникла Зырянская крепость, куда переводили на постоянное жительство служилых людей, которые строили остроги в качестве оборонительных пунктов.
Однако доподлинно известно, что жизнь в этих местах кипела и намного раньше – в окрестностях села археологами было найдено человеческое жилище эпохи Бронзового века.Тем не менее, люди начали основательно закрепляться здесь лишь в XVIII веке.
В 1727 году при селении было решено построить крепость горного ведомства для защиты лежавших севернее селений заводских крестьян и Каменского завода от нападений башкирцев. Строительство крепостных стен растянулось на семь лет, а спустя еще 18 лет острог оказался ненужным. Зырянка превратилась в слободу. Крестьяне занимались хлебопашеством, кузнечным ремеслом, выделкой кож и валянием. Также жители производили кирпич и известь – окрестности села были богаты необходимыми ископаемыми.
Сегодняшняя Зырянка — умиротворенное село, стоящее вдали от больших дорог. В селе сохранён исторический ансамбль Зырянской площади с Богоявленской церковью, торговыми лавками, церковно-приходской школой, и деревянными жилыми домами.
Зырянка слыла богатым селом. Здесь расположилось правление волости, два раза в год проходили трехдневные ярмарки. На каждую из них торговцы привозили до 3 тыс пудов различных товаров. На ярмарках торговали бакалейными товарами, мануфактурными и галантерейными, торговали изделиями местного производства, в том числе продавали деревянную и гончарную посуду. Центральная площадь Зырянки носит имя Октября. Раньше она называлась Ярмарочной или Предтеченской. А площадь и сегодня используют для народных гуляний. Ярмарки, конечно, уже не проводятся, но на 9 Мая или День села народу здесь предостаточно.
Вокруг площади стояло как минимум восемь купеческих особняков, один из которых сохранился и поныне. Сейчас в нем магазин. В былые времена лавку совмещали с жилым домом. Хозяин, купец Фигусов, позаботился не только о личном уюте, но и о том, чтобы облик дома не выделялся из общей концепции улицы. Раз он стоял по соседству с Богоявленским храмом, то стены здания украшались «христианским» декором – крестами.
Зырянка может похвастаться историей еще одного здания. Не в каждом селе был банк. А в Зырянке был! В 1889 году был организован «Товарищеский банк» в одноэтажном здании с низким цоколем, который сохранился до наших дней. Банк (или как тогда говорили, кредитное товарищество) стал для села необходимостью: здесь процветало купечество, да и сборы урожая были огромными. Здание банка выполнено по тогдашней моде – в стиле кирпичного кружева. Интерьеры также декорировались ажурными карнизами и полуколоннами. Для отопления помещений стояло несколько печей-голландок. После революции здание передали крестьянству, и до сегодняшнего дня оно используется как клуб.
Неподалеку от площади высится жемчужина Зырянки – Богоявленская церковь. Здание и поныне восхищает своей внешностью – редко где на селе встретишь грандиозный трехпрестольный храм, сочетающий в себе сразу несколько стилей. Правда кто его создатель – неизвестно. Отсюда появляются догадки, что им стал небезызвестный архитектор Михаил Малахов, а все художественное литье, включая плиты пола и оконные решетки производились на Каменском заводе.
В 1826 году был заложен первый камень зырянской церкви. Строительство храма в стиле классицизм относилось к числу масштабных. Стройматериал брали на близлежащих территориях, благо она до сих пор богата полезными ископаемыми. Для прочности в каждый кирпич вбивали по одному куриному яйцу, после чего особым образом обжигали. В храме главный престол был освящён в честь Богоявления Господня. В 1886 году из-за нехватки места к основному приделу были пристроены еще два. Южный назвали Введенским, северный – Свято-Георгиевским. Высота храма вместе с крестом колокольни составляла 70 метров, высота «западного» распятия — 7 метров, а вес – 7 центнеров. Для прохода на звонницу было построено 17 лестниц. В 1936 году Богоявленская церковь была закрыта и превращена в зернохранилище. Сушилке понадобилось два этажа. Чтоб наладить их, балки перекрытий вмуровывали прямо во фрески. Элеватор был закрыт после пожара.
Купола храма были обиты металлическими листами. Еще до войны местный тракторист сорвал один из них, дабы приспособить под хозяйственные нужды. Тем самым парень оголил деревянную балку каркаса купола звонницы. В начале июля 1976 года в регионе бушевала гроза. И надо такому случиться – молния попала четко в оголенную отдушину. Купол загорелся и под тяжестью чугунного креста упал на перекрытия звонницы. Те тоже не выдержали веса и сломались. Огонь перекинулся на здание храма. Говорят, что в пламени погибло много зерна.
После закрытия храм остался заброшенным. Сегодня его облюбовал домашний скот, прячущийся в церкви от палящего летнего зноя. Полы устланы навозом. Уцелевшие от пожара стены исписаны надписями, вроде «Тут был Вася» или «Петя любит Юру». Нетронутыми остались лишь фрески, написанные на высоте, недоступной для человека. Часть росписи можно наблюдать на месте алтаря правого придела. Под куполом остался нетронутым еще один раритет – навершие иконостаса.
В настоящее время архитектура храма поражает своей завершеностью, как в элементах декора и убранства, так и в общем плане. Лепнина, декоративная роспись стен, классические фронтоны с коринфскими колоннами, отсылают к греческим корням православия. Храм представляет собой очередную вариацию на тему собора Святой Софии в Константинополе. Образа святых на стенах также носят византийский вид, кроме того сам купол напоминает софийский.
В 1858 году была открыта церковно-приходская школа. В настоящий момент здание школы сохранилось. Но своей школы в селе нет, и дети ездят на уроки в соседнее село Верхнеключевское.
Недалеко от храмового алтаря — большой деревянный дом. Он сразу привлекает внимание резными наличниками и карнизами. Здесь находится Зырянский сельсовет. А в начале ХХ века тут обитало местное духовенство. За зданием сельсовета и бывшим огородом находится спуск в лог, на дне которого – уже поросший травой и обмелевший пруд. Раньше пруд чистился, был глубоким и, как рассказывали старожилы, здесь водилась рыба.
В годы Второй мировой на зырянских полях выращивали рожь и пшеницу для фронта, школьники собирали лекарственные травы. Также здесь работала школа, больница, магазин и мастерская по ремонту примусов. А еще Зырянка принимала к себе эвакуированных детей из блокадного Ленинграда.
В послевоенные годы в Зырянке продолжала развиваться сельскохозяйственная отрасль. Помимо зерна тут выращивали свинину. Сегодня об этом напоминают руины здания свинофермы.
Зырянские леса хороши. Недалеко от села расположен геологический и ботанический памятник природы — «Иванов Камень» и агатовые копи. Береговые обнажения являются единственными в Курганской области обнажениями скальных кристаллических пород.
Также неподалеку расположены памятники археологии. Первый памятник эпохи бронзы — Городище «Зырянское». Это древнейшее неолитическое городище, основанное в период, когда произошёл переход к выращиванию злаков, местные жители начали разводить домашних животных. Образ жизни людей стал более оседлым. Ещё один памятник археологии — «Зыряновский Курган».
Еще есть лог, называемый за глаза Реликтовым. Все дело – в папоротниках, огромное количество которых расположилось на дне. Подобраться к ним проблематично – спуск в лог очень крутой. Зато, когда смотришь на ветки папоротника свысока, создается ощущение, что из зарослей вот-вот появятся диплодок или трицератопс. Протяженность Реликтового лога – более километра, за ним поле, где в прошлом стояла деревня Сергина. Сегодня на этой территории проходят гонки «Катайск-Трофи». Если обойти это поле и спуститься к реке, то можно наткнуться на остатки бывшей плотины. На противоположном берегу, в деревне Борисовой находилась мельница, и запруду возвели для правильной работы мельничного колеса и жернов. Сейчас о плотине напоминают лишь гигантские камни, через которые Синара пробила себе путь. Место запруды можно определить по характерному звуку переливов.
О Зырянке, ее истории, ее памятниках можно говорить долго. Это стоит того. Но лучше хотя бы один раз увидеть. А когда увидел и познакомился с этим чудным селом, хочется вернуться еще и еще раз.
Когда-нибудь мы сюда вернемся. А пока в пятницу 2 октября мы с нашими художниками на пленэре в Далматово, встречаемся с местными художниками, будем общаться, рисовать и наслаждаться золотой осенью. О том, как пройдет наш выезд в Зауралье, обязательно напишем.
Использованы материалы: