18 августа завершилась выставка художественного текстиля из частной коллекции японоведа и писательницы Марины Голомидовой «Кимоно. Красота японского костюма».
Благородные чёрные томэсодэ столетней давности с родовыми гербами, нежные девичьи фурисодэ, роскошные утикакэ невест, яркие детские хаори, парчовые пояса-оби. Традиционные шелковые ткани, вытканный на полотне узор, невероятные росписи: сибори – с помощью узелков, юдзэн – с помощью резервов, камон – с помощью трафаретов, свободная кистевая роспись по шелку. Разнообразные вышивки и золочение. Изысканная цветовая палитра, строгость и изящество, глубокий символизм, внимание к самым незаметным деталям – таков традиционный костюм жителей Страны восходящего солнца. Кимоно – зримое воплощение японских эстетических принципов и вековых культурных традиций.
В рамках выставки 8 августа в Выставочном зале состоялся «Вечер японских искусств». Каменск-Уральский – единственный город, помимо Екатеринбурга, в котором прошло одно из мероприятий фестиваля «Недели японских искусств на Урале». Организатор фестиваля и автор выставки «Кимоно. Красота японского костюма» – Марина Голомидова приготовила для Каменска насыщенную программу: кимоно, фуросики, икэбана, оригами, кэндо и йайдо. В город прибыли долгожданные мастера традиционных японских искусств: Румико Мацумура, Мари Тиба, Урана Куулар, Наталия Безвуляк, Ольга Акименко, Николай Шаров. Поприветствовать каменцев приехала и председатель Екатеринбургского отделения общества «Россия — Япония» Галина Кочнева.
После короткого приветствия и знакомства с гостями показательные выступления устроили представители екатеринбургской школы Кендо и Йайдо «Кюмэйкан». Демонстрация воинских искусств не анонсировалась и стала для посетителей приятной неожиданностью. После того, как молодые люди в доспехах для кэндо сошлись в поединке, руководитель школы – Николай Шаров рассказал о происхождении японских боевых искусств, о тренировочном и боевом оружии и доспехах, о «пути воина», о силе духа и чести самурая. В темных кимоно и брюках-хакама екатеринбуржцы выглядели очень эффектно, не удивительно, что многим захотелось с ними сфотографироваться.
Не меньший интерес вызывали Мари Тиба (Токио) с Ольгой Акименко (Екатеринбург). Они помогали посетительницам облачиться в кимоно и показывали способы упаковки фуросики. Элегантная Тиба-сэнсей встречала посетителей в изысканном бледно-желтом хомонги (торжественном кимоно для визитов), одним своим присутствием погружая каменцев в атмосферу Страны восходящего солнца. Несколькими легкими движениями она превращала платки в изящную упаковку для вещей разных размеров и форм, и с удовольствием наряжала девочек в яркие восточные наряды. Скромность, доброжелательность и спокойный, тихий голос Мари-сан дополняли образ японской «Ямато Надэсико» (идеальной женщины).
Ольга Акименко уже не первый раз посещает наш зал. Некоторые горожане помнят её мастер-класс по фуросики несколько лет назад. На этот раз ей и Мари Тиба помогал сын Ольги – Глеб, не менее ловко заворачивая в ткань подручные предметы.
Посетителей выставки заворожила демонстрация сумиэ. Неспешные движения кисти Наталии Безвуляк с обманчивой легкостью воссоздавали классические восточные сюжеты: бамбук, кленовые листья, орхидеи, ирисы, туманные горные пейзажи… Черная тушь будто всплывала из глубины на белую поверхность листа, сжимаясь в строгую четкую линию или свободно растекаясь по желанию мастера. Наталья подробно рассказала об искусстве сумиэ и его связи с каллиграфией, о свете и тени, о «четырёх сокровищах» художника (тушь, кисть, тушечница и бумага), о роли автора в японской культуре.
На протяжении всего вечера не ослабевал интерес зрителей к икэбана. Урана Куулар и Румико Мацумура составили для каменцев по две композиции: морибана в низких вазах и нагэирэ – в высоких. По традиции мастера использовали сезонные растения, наши, уральские: сосну, рябину, черёмуху, яблоню, лилейник, календулу… Ведь икэбана – отражение окружающего мира. Во время демонстрации зрители услышали содержательный рассказ Ураны-сан об особенностях нагэирэ и морибана, о трёх основных элементах любой икэбана (син-большой, соэ-средний, тай-малый), о соотношении размеров частей композиции, углах их наклона. Узнали, какими способами можно продлить свежесть цветов.
Матсумура-сэнсэй, несмотря на возраст, включилась в работу очень энергично. За основу одной из композиций взяла сосновые ветки толщиной с палец. Довольно быстро и ловко придала им нужное положение, подрезав, расщепив и связав в нужных местах. Для своей нагэирэ мастер выбрала высокую стеклянную вазу. Из-за хрупкости и широкого горлышка – сосуд для икэбаниста очень сложный. Создавая композиции, японка улыбалась и шутила. Просила одни растения помочь другим. Журила норовивший наклониться вперед цветок, мол, скромнее нужно быть. Ветви рябины с тяжелыми гроздьями ягод, что никак не желали поворачиваться к зрителям, сравнивала с непослушными детьми. Получившиеся у мастеров нежные и гармоничные композиции выглядели так естественно, будто выросли в своих вазах.
Татьяна Пономарева, как обычно, была окружена юными зрителями. Трудно сказать, что влекло детей сильнее: оживающие в руках мастера бумажные фигурки, или сама Татьяна Владимировна. Неизменно внимательная, теплая и приветливая она сумела заинтересовать секретами оригами посетителей всех возрастов. Наибольшей популярностью пользовались фигурки животных, особенно традиционных японских журавликов.
Организатор «Вечера японских искусств» и хозяйка коллекции кимоно с выставки «Кимоно. Красота японского костюма» – Марина Голомидова представила на мероприятии свою новую детскую книгу «Приключения Макса и его верных друзей в Японии». События книги постоянно заносят героев повествования в невероятные места и удивительные уголки Страны восходящего солнца, оживляя связанные с ними древние легенды и сказки. Во время презентации каменцы смогли воочию увидеть упоминаемые в произведении предметы и японские талисманы, выручающие Макса и котиков в трудную минуту.
Выставка «Кимоно. Красота японского костюма» и «Вечер японских искусств» стали свежим интересным опытом для горожан и сотрудников музея. Экзотичная японская культура приобрела среди каменцев новых поклонников, стала понятнее и ближе.
В статье использованы фотографии Выставочного зала, фотографии Андрея и Ирины Степановых. Больше фото вконтакте