Что общего между Уильямом Шекспиром, Львом Карнауховым и библиотекой в Каменске? «Библионочь» и фантастика. В этом году всероссийская акция в нашем городе была посвящена ей, — фантастике. Во всех ее проявлениях. Это и фэнтези, и сюрреализм, и символизм, и фантастический реализм. Вот о последнем мы поговорим подробнее.
Фантастический реализм — термин, применяемый к различным явлениям в искусстве и литературе. Вероятно, первым, кто употребил выражение «фантастический реализм», был Фридрих Ницше, по отношению к … Шекспиру. К слову сказать, 23 апреля весь мир отмечает день рождения Уильяма Шекспира.
В 1920-е годы это же выражение использует в лекциях Евгений Вахтангов; позже оно утвердилось в отечественном театроведении как определение творческого метода Вахтангова.
Но все же в пространстве «ирреального», фантастического искусства главенствующая роль выпала кинематографу. Именно кино более всего способно сочетать в себе и массовость, и высокое качество. Достаточно вспомнить и сопоставить картины Бунюэля, Гринуэя, Антониони, ленты Тарковского с популярными блокбастерами «фэнтези», включая целые мега-пространства «Звездных войн».
Целый пласт фантастических и околофантастических реалий выпал на долю литературы. В литературе это и Гофман, и Гоголь, и Достоевский, и Булгаков, братья Стругацкие и далее – вплоть до компьютерных игр, не говоря уже непосредственно о художниках и изобразительном искусстве. Босх, Франсиско Гойя, знаменитая «Венская школа фантастического реализма», основанная Эрнстом Фуксом «со товарищи», Врубель, сюрреалисты – во всех этих именах и тенденциях есть нечто близкое к фантастическому реализму.
Сегодня фантастический реализм является очень популярным жанром живописи. В принципе, чтобы понять, что означает этот термин, достаточно его просто услышать. Здесь нет никаких подводных камней. Фантастический реализм — это изображение, картина, рисунок, который изображает какую либо фантастическую тему или имеет фантастический сюжет и выполнен с большим реализмом, иногда даже с гиперреализмом.
Фантастический реализм в живописи придерживается художественной тенденции, родственной магическому реализму, включающей больше ирреальных, сверхъестественных мотивов. Близок сюрреализму, но в отличие от последнего строже придерживается принципов традиционного станкового образа «в духе старых мастеров»; скорее может считаться поздним вариантом символизма. Фантастический реализм, конечно, родной брат сюрреализма, но сверхъестественные мотивы, ирреальные сюжеты, густо замешанные на чувственности, выводят его в самостоятельное течение.
Именно в этом жанре творит Лев Карнаухов. Художник, чье видение окружающего мира, вернее сказать, — окружающих миров, настолько чувственное, свободное от штампов, фантастическое, ирреально-логическое, что кажется вполне реальным. Искусство его качественно далеко от так называемой «интерьерной живописи». Мастер погружает нас в осмысленные сюжеты, созданные его воображением. И мы, проникаясь этими сюжетами и проникая в другую реальность, понимаем, — она существует. Существует независимо от того, верим мы в нее или нет. И эта реальность гораздо ближе, чем казалось до знакомства с картинами Льва Карнаухова.
Как признается сам мастер, он не придумывает эту другую реальность, он живет в ней. Это естественное состояние, с этим родился, и иначе Карнаухов не мыслит жить, даже не представляет, как это – по-другому.
Однако, по настоящему влюбилась я в творчество этого художника, когда увидела его акварельные этюды. Они настолько хороши, легки, воздушны, мастерски исполнены, что тут же начинаешь понимать: это другая реальность. И она прекрасна!
Мастеру удается показать доселе неведомые миры так, что мы принимаем их за реальность. А зарисовки с натуры – за фантастические пейзажи. Льва Карнаухова с уверенностью можно назвать «Человек мира. Художник вселенной».
В Каменск художник привез очень малую и скромную часть своих творений, познакомиться с которыми можно в Центральной городской библиотеке имени Пушкина.