В Выставочном зале и в Социально-культурном центре завершаются (до 21 июля 2019) выставки известного екатеринбургского фотографа Николая Ржавина. Нечасто каменцам представляется возможность полюбоваться большими по масштабу фотографиями, с панорамными видами уральских городов и деревень.
На своей персональной выставке в Каменске Николай Ржавин представил в основном городской пейзаж — знакомые нам виды Каменска-Уральского, Екатеринбурга, Невьянска и старинные уральские деревни с популярными достопримечательностями.
На фото изредка встречается индустриальный пейзаж, типичный такой, с заводскими дымящимися трубами, с многоэтажками-муравейниками. Город у Ржавина — хоть Каменск, хоть Екатеринбург — не суетлив, почти безлюден. Нет привычной шумной толпы, городской иллюминации, габаритных автомобильных огней и дикой движухи дорог. Героями сюжетов фотографа часто становятся здания, памятники, деревья, пруды, улочки, кварталы, мосты, целые микрорайоны с высотками. И не всегда автор ищет какой-то оригинальный ракурс, или выбирает необычное освещение, главное – четкость изображения, узнаваемость места и привычная зрителю обыденность. Из-за чего все фото сливаются в единую хронику, где важнее всего зафиксировать время «здесь и сейчас». Поймать и запечатлеть момент, который уже через секунду превратится в историю, и никогда не повторится именно в таком цвете, таком освещении, при такой погоде, в этом же сезоне…
Города — это удивительно многообразные и детализированные места, и присутствие в кадре мелких и уникальных деталей помогает автору обходить избитые клишированные образы. Зимнее фото с растиражированным каменским мостом, называемым в народе «бабочкой», у Ржавина оживляют две подружки, катающиеся на «бублике» по замерзшей Исети. А по брошенным совковым лопатам на фото «Майский снег» можно сочинить целый рассказ про обманчивую уральскую весну и уставших, уже отвыкших от лопаты, дворников. Маленький штрих на фото «Дом-музей П.И.Чайковского» — открытое окно в мезонине старинного особняка – намекает нам на присутствие вокруг музыки великого композитора и доносящихся из окна звуков рояля.
Некоторые снимки Николая Ржавина раскрывают нам автора как художника, который использует все живописные средства и приемы – форма, линия, цвет, использование света. Буквальность жизни, которую моментально способен зафиксировать фотоаппарат, подчинена неким эстетическим правилам, вызывающим у зрителя восхищение. Прямо как перед полотнами живописцев. Передача эмоций автора в фотографии – задача не из легких и, скорее всего, одно из главных отличий документального фото от художественного. Вместе с фотохудожником мы восхищаемся панорамой Ржавина «Малая Родина – Урал», отсылающей к лучшим образцам классического пейзажа, с характерной русской равнинностью, кое-где разбавленной зеленью лесов, просторами до горизонта, глубокой небесной синью и «хлебными» полями. Жизнь цвета, света и воздуха заставляет зрителя ощутить жизнь самой уральской природы. А «Первый трамвай», выплывающий нам навстречу из утреннего плотного тумана, дарит надежду. Трамвай не только освещает путь фарами, но и всей своей расцветкой – разноцветные солнышки и цветы на желтом фоне – напоминает, что будет день и будет солнце!
Как и у любого фотохудожника, у Николая Ржавина, похоже, есть излюбленные темы. К примеру, в Выставочном зале представлено сразу несколько работ, которые можно было бы объединить в серию «Урбанистика», фото с городской архитектурой и сооружениями. Казалось бы, что может быть художественного в изображении моста с поездом («На восток! Каменск-Уральский») или высотки, снятой в тесном проеме между старинными особняками («Эклектика центра»)? Или раскрашенный в граффити мост, с которого любопытные прохожие рассматривают «художества» в виде большого парохода («Город-пароход»)? Или острый шпиль из стекла и железобетона нового бизнес-центра («Новая архитектура»)? Опять же во всех присутствует заданный автором эмоциональный тон, так необходимый любому художественному произведению, определенный замысел, который нужно донести до зрителя доступными приемами и средствами.
В «Новой архитектуре» настроение городской суетливой жизни передается соответствующим цветом, скорее, бесцветьем: серый, черный, голубой, все на контрасте. Бешеную динамику мегаполиса, жесткую нехватку времени, когда все урывками, в спешке, в постоянном цейтноте, автор передал острыми колючими линиями современной архитектуры и диагональным ракурсом. На первый взгляд, в «Эклектике центра» упор сделан на игру красного цвета в предзакатном солнце внутри тесного квартала старинной улочки. И где-то там, вдалеке, в просвете между домами, всплывает вершина нового торгового центра «Палладиум» из бирюзового стекла. Фотография ценна еще и тем, что разбирая кадры, можно долго играть с композицией, обрезая кадр и так, и этак. В «Эклектике» автору удалось весьма символично отразить смешение архитектурных стилей: взбалмошная «хайтековская» высотка бесцеремонно втискивается между солидными классическими сооружениями. Се ля ви, как говорится, такова жизнь… Спасибо автору, что в своих работах он так деликатно, даже можно сказать, красиво, старается «подружить» разные стили и эпохи.
Из биографии Ржавина вы узнаете, что Николай — непрофессиональный фотограф, и даже не художник. Но его многолетнее увлечение фотографией и тяга к творчеству позволяют уже называть его профессионалом и фотохудожником. Наполняя нашу реальность красками, игрой тени и света, он из самого обычного предмета создает особый образ. После этот образ обязательно заговорит со зрителем. И будет ли этот монолог интересным, напрямую зависит от воплощения творческого порыва фотографа.
Биографическая справка:
Николай Ржавин родился в 1969 в Богдановиче Свердловской области. В 1987-1992 – учился в Свердловском государственном педагогическом институте (УрГПУ) по специальности «учитель географии и биологии». В 1992-1996 годах преподавал на кафедре экологии УрГПУ.
В детстве увлёкся фотографией. Профессионально ею стал заниматься с 1988, когда работал корреспондентом газеты «Уральский рабочий». В 1990-е был фоторедактором в «Уралкосмоавиагеодезия», в 1997 – фоторедактором полиграфического агентства «Планета», в 2001-2005 – дизайнером «Уралсвязьинформ». В 1998-2005 занимался изготовлением макетов телефонных и таксофонных карт серии «Фауна Урала», исполнил 50 видов карт общим тиражом более 3000000 экземпляров.
В 2004 году российской телекоммуникационной компанией «Уралсвязьинформ» был выпущен подарочный буклет «Православный Екатеринбург». В 2005 году был выпущен набор открыток по коллекциям и экспозициям Свердловского областного краеведческого музея, в 2007 – набор открыток «Литературный квартал» для Объединенного музея писателей Урала.
С 2000 года фотографии Николая Ржавина издаются к юбилейным датам Екатеринбурга на серийных конвертах и открытках оператором российской государственной почтовой сети ФГУП «Почта России», становятся предметами коллекционирования Общества филателистов России.
Участник фотовыставок в Екатеринбурге, Москве, Новосибирске (с 1999)
Любимые темы – пейзажи города Екатеринбурга и области, городская среда (парки, скверы, улицы, старый город), природа Урала, Сибири, Алтая, а также животные, птицы.