У каждого была своя война

Мини-выставка «У каждого была своя война» открылась в преддверии Дня Победы в городском выставочном зале. Каменские художники, которых, к сожалению, уже нет в живых – Иван Грибов, Владимир Пермяков, Эрих Борхерт и Юрий Северухин – каждый по-своему вспоминал или представлял войну. Все – ровесники войны, но с такими разными судьбами.

Эмоционально тяжелые картины Владимира Пермякова из полиптиха «Освенцип-Бжезинка» (фашистский концлагерь) выводят из равновесия жестоким сюжетом смерти, мрачным колоритом и убийственной композицией, когда зритель невольно втягивается в процесс, «выглядывая» из-за спины фашистов-палачей. Владимир Пермяков не был там, в войну он работал на трубном заводе, в прямом смысле слова ковал Победу для фронта. Но его погружение в тему настолько глубоко и прочувствовано, что вызывает ответный отклик у всех смотрящих на этот ужас.

У Ивана Грибова, автора картины «Репатриация советских граждан», нелегкая судьба. Родился на Донбассе, трудился на шахте, а после начала войны попал в ополчение, потом – оккупация, фашистский концлагерь, откуда не раз бежал, освобождение союзниками-англичанами, сложная репатриация на Родину и … вечное подозрение. Его живопись наивна и легка для восприятия, как икона в средневековье – смотришь на картину и словно читаешь книгу по истории. Рядом с этой работой сотрудники выставочного зала выставили информационную стойку с автобиографией Ивана Грибова: чтобы понять сюжет, нужно близко познакомиться с ним самим.

IMG_20160504_173009
Репатриация советских граждан. И.Грибов

Эрих Борхерт и его сатирическая графика – вообще отдельная история для Каменска. Немецкий антифашист, увлеченный идеей коммунизма, перед войной принял гражданство СССР, трудился на благо своей новой Родины. В Каменск, на Уральский алюминиевый завод, он попал не по своей воле: вместо фронта его отправили в трудармию, где было, как он пишет, хуже концлагеря и, главное, люди были лишены свободы. Как немец, хоть и гражданин СССР, он был обвинен в шпионаже и погиб в лагерях. Грустная, но такая типичная для Советского Союза история… На память о нем нам остались его идейные агитки в виде графических карикатур на Гитлера и его приспешников.

IMG_20160504_172943
Графика Э.Борхерта

А светлый и солнечный художник Юрий Северухин оставил нам настоящую открытку ко Дню Победы. Сюжет прост – взмахнувший руками подстреленный солдат как-бы закрывает собой молодую семью с первенцем. А вокруг – звезды салюта Победы, ярко-красный и розовый цвет знамени на заднем фоне… Многоцветная, сочная и радостная северухинская картина «Дорогой любви» отражает главное – чтобы родился маленький человечек у вот этой вот молодой пары, должен был погибнуть вот этот вот солдатик.

Завершает выставку экспозиция известного коллекционера, увлеченного историей войны, Сергея Родионова. Зрители увидят две диарамы о войне, настоящую противотанковую гранату, полевой телефон и фотоаппарат 1941 года. С полной коллекцией Сергея Родионова, посвященной Дню Победы, можно познакомиться в магазине «Премьер» (пр.Победы, 87), рядом с выставочным залом.

IMG_20160505_132107  IMG_20160505_132055  IMG_20160505_132120

 

—————————————————————————

IMG_20160504_222936

Из автобиографии И.С. Грибова (1913 – 1982)

«Грибов Иван Сергеевич родился 3 сентября 1913 года в Донецкой области, шахта 5/6 имени Димитрова, Красноармейского района. В школу пошел в 1924 году, а в 1929 году поступил в Горнопромышленное училище. После окончания работал машинистом врубовой машины на шахте «Центральная № 1» до 1935 года… В 1938 году был завербован для работы на о. Шпицберген, город Баренцбург. Работал в должности машиниста врубовой машины, художником, фотографом, позже – директором Рабочего клуба. В Донбасс возвратился в 1941 году, снова работал нв шахте 5/6 в качестве директора клуба.

В начале Отечественной войны был в ополчении, обучал взвод военному делу, но после ополчение было распущено. Впоследствии Донецкая область оказалась во вражеском окружении. Так оказался на оккупированной врагом территории. Не работал. Боролся за существование себя и семьи. Фашисты по доносам, по поводу и без повода, расстреливали наш народ. Два раза подвергался арестам полиции. После чего был занесен в списки на расстрел, как активный комсомолец.

Во время случайного отсутствия начальника полиции Акима Юрина – местного кулака, меня полицейские под видом спасения отправили в Германию, в лагерь для русских. В Германии находился в лагере г. Эссен. Работали в шахте «Портенсиппен». Голодание, издевательства, избиения, подвергался наказанию за агитацию против фашистов, посылали на окопы Галано-Бельгийской границы.  В 1943 году вчетвером бежали. Были пойманы возле г. Дюссельдорфа и отправлены в тюрьму. После многих месяцев издевательств, при пересылке в концлагерь, по пути водитель гестапо пытался отравить нас выхлопными газами. Мы раскачали машину, он почувствовал опасность на мосту, решил не нас не травить.  После всего были доставлены в лагерь в г. Метман на территорию с/хозяйств.завода. Через 11 месяцев по доносу некоей соотечественницы  Киселевой были доставлены полицией в прежний лагерь г. Эссен. Как бежавшие подвергались сверхжестокому обращению со стороны лагерной охраны, лишались и без того мизерного пайка – сто граммового кусочка хлеба и вонючей баланды, приготовленной с древесными опилками, стиральной содой и брюквой. Если случайно кто-то из нас находил на свалке очистки овощей, то воспринимал это за деликатес.

В 1945 году мы были освобождены союзными войсками США. Это было 17 апреля в г. Эссен. В период пребывания на сборном пункте в г. Купфердрее (пригород г. Эссен), нас тайно пытались отправть в США. (Я) был избран в состав руководства лагерем. После встречи с представителем Советской Армии это намерение было отменено. Чтобы нас подальше спрятать, нас отправили в Английскую зону г. Мюльгайм. Собралось в лагере сборном несколько тысяч нашего народа. Содержали нас за проволокой, в город выход был запрещен. А разного рода шпионы и предатели свободно проникали в лагерь и вели враждебную агитацию по отношению СССР. Однажды мне доложили, что ходит по лагерю одна учительница и агитирует не возвращаться на Родину. Якобы нас, граждан Советского Союза, находящихся на территории Германии, считают врагами, отправляют в Сибирь, в женщин наголо стригут и разлучают с семьей. После встретил ее и предложил за 15 минут покинуть лагерь… После такой дипломатии я встретился с нашим капитаном – руководителем лагеря и заострил его внимание на этих фактах. Что пора добиваться возвращения на Родину. Капитан не знал, что предпринять, я попросил у него разрешения организовать бойкот. Капитан разрешил. Я собрал актив, вывесили объявление отказаться от пищи. Английская администрация, почуяв напряженность, ввела в лагерь роту солдат, а когда солдаты были окружены массой народа, то они дополнительно ввели танкетки  6 штук.  И когда танкетки начали разгонять наездами народ, мы предложили английскому офицеру убрать войска из лагеря. Англичанин попросил оставить одну танкетку, якобы для выступления, мы разрешили, но строго предупредили, что он может стать первой жертвой на случай не сдержанных обещаний. К союзникам мы предъявили требования: немедленная эвакуация – репатриация наших граждан, возместить сухим пайком питание, табак, медикаменты и, согласно списков, подать железнодорожный состав для отправки людей на Родину

Как ни упорствовала английская администрация, все же выполнили наш ультиматум. За одну ночь я написал портреты тов. Ленина, Сталина и несколько лозунгов. Украсили эшелон. Перед отправкой подошел ко мне наш капитан и предложил на условиях военнослужащего в чине лейтенанта остаться для работы по репатриации советских граждан. Я безмерно был, до слез, рад оценке своей деятельности и хотел было остаться, да здоровье мое настолько было подорвано, что пришлось отказаться…

Вернулся в Донбасс. Родители жили в углу разрушенного чужого дома. Время нелегкое, с подорванным здоровьем я помогал демобилизованной сестре и родителям в постройке глинобитного дома. Младший брат Александр погиб в Берлине 5-го мая…. Мамину сестру фашисты, как коммунистку расстреляли. Две сестры и племянница увезены в Германию, сгорели в печах.

12 ноября 1945 года меня пригласили работать художником в клубе шахты «Центральная» Красноармейского района. Работал до 1952 года. В этом же году выехал на Урал по семейным обстоятельствам. С 15 июля 1952 года начал работать в ДК металлургов Синарского трубного завода в качестве руководителя изостудии. .. С 1955 года работал в тресте «Уралалюминстрой», в 1975 году ушел на пенсию, работал в совхозе «Каменский»»

———————————————————————

Пермяков01

Пермяков Владимир Владимирович (1925 – 2002)

Каменский художник. Родился в 1925 году. В городе Каменске-Уральском проживает с 1930 года. Во время Великой Отечественной войны Владимир Владимирович работал на Синарском трубном заводе, вытачивал гильзы для снарядов, оформлял плакаты. В конце войны был призван в Советскую Армию в войсковую контрразведку. После войны работал в музее-усадьбе Льва Толстого в Ясной Поляне. Затем три года проучился в г. Москве в художественном училище им.1905 года, работал в Тульском музее.

В 1950 году Владимир Владимирович вернулся в Каменск-Уральский. В 1946 году он впервые участвовал в областной выставке народного изобразительного искусства в г. Свердловске, в 1948 году – во Всесоюзной выставке самодеятельных художников в Москве.  С 1062 году он – постоянный участник традиционных художественных городских выставок. Любовь к Родине, ее истории, героизм, преодоление себя, высшее напряжение в критической ситуации – вот темы творчества Владимира Пермякова. Отсюда – крупные формы, монументализм его живописных произведений: «Я вернусь, мама», «Катя-лейтенант», «Подвиг Григория Кунавина», «Таисия Полухина», полиптих «Освенцим-Бжезинка».

Пермяков В.В. не менее известен и как скульптор, им создано 15 мемориальных плит и 7 памятников. По его проектам и при его активном участии в городе появились  памятники героям Советского Союза Г.П. Кунавину и И.А. Абрамову (1965,1968), памятник железнодорожникам (1972), мемориал синарским трубникам  (1966,1975). Самым значительным стал монумент «Пушка-памятник мастерам пушкарям Каменского казенного чугунолитейного завода” (1967). Этот монумент стал символом Каменска-Уральского. Он занесен во Всесоюзный реестр памятников русскому оружию.

Пермяков Владимир Владимирович награждён в 1945 году медалью «За победу над Германией”, в 1966 году — медалью «20 лет Победы”, в 1995 году  медалью «50 лет Победы”.

*** Освенцим-Бжезинка – (Аушвиц-Биркенау) – самый большой гитлеровский концлагерь. В 70 км от Кракова (Польша). Неизвестно точное число погибших – все документы уничтожены фашистами. Предполагается, что в лагере погибло около 4 млн человек: замучено, отравлено в газовых камерах, в результате варварских медицинских экспериментов и от голода. Человеческие останки использовали как вторичное сырье для производства товаров народного потребления в гитлеровской Германии.

___________________________________________________________________________

      Э Борхерт фото3                               

    Эрих Борхерт (1907-1944)

 Эрих Вильгельмович Борхерт родился в Германии, в городе Эрфурт (Тюрингия), 16 февраля 1907 года. Его отец и мать работали на местной конфекционной фабрике. С 1913 по 1921 год Э. Борхерт учился в школе, где отметили его художественный талант. В 1921 году он поступает работать учеником на машинный завод и теплотехническую фирму «И.А.ТОПФ и Компания» в Эрфурте, одновременно он учится по специальности в технической школе этого завода и на вечерних курсах в художественной школе.

С 1925 года Э. Борхерт целиком отдается любимому делу: он занимается в художественной школе в Эрфурте. В 1926 году он поступает в знаменитый Высший Строительный Институт «Баухаус» в городе Дессау, который оканчивает в 1930 году со званием художника-архитектора. Учебу в институте он совмещает с работой в малярном цехе Баухауса. К моменту окончания Баухауса с его картинами и архитектурными проектами познакомились посетители более 20 выставок в Германии.

В 1928 году он входит в коммунистическую ячейку при Баухаусе.

После окончания Баухауса Э. Борхерт принимает приглашение от Высшего Совета Народного Хозяйства СССР и в 1930 году приезжает на работу в СССР, где в качестве художника-архитектора, руководит художественной группой в «Госотделстрой» Народного Комитета коммунального хозяйства. В 1931 году Э. Борхерт женится на русской художнице Софье Васильевне Матвеевой, в 1935 году у них рождается дочь Эрика. Советские власти «рекомендовали» Э. Борхерту вступить в коммунистическую партию СССР, однако после двухлетнего кандидатского периода он не стал предпринимать дальнейших шагов.

После прихода к власти в Германии национал-социалистов Э. Борхерт решает остаться в СССР и просит гражданства, которое получает в 1938 году. В это время Э. Борхерт создает много интересных архитектурных проектов, замечательных живописных и графических работ, которые демонстрируются на коллективных и персональных выставках в СССР, Европе, США. Его работы приобретают советские и зарубежные музеи, коллекционеры. Работа Э. Борхерта в СССР как художника-архитектора неоднократно отмечалась Почетными Грамотами. Перед войной и в первые месяцы войны Э. Борхерт создает обширный цикл графических работ антифашистского содержания.

В 1941 году сразу после начала войны Э. Борхерт хочет идти добровольцем на фронт, однако он был отправлен не на фронт, а в Стройбатальон 871, на строительство Уральского алюминиевого завода в Каменске-Уральском. По воспоминаниям Э. Борхерта, стройбат был скорее похож на концентрационный лагерь, чем на армию. Условия жизни были ужасными, мучил голод, и среди заключенных активно действовали провокаторы. Там же, позднее,  Борхерт устраивается работать художником в 5-ую Строительную контору.

19 ноября 1942 года Борхерт был арестован по обвинению в подготовке диверсионного акта на Красногорской ТЭЦ, снабжающей УАЗ электроэнергией, и планированию «нелегального перехода на сторону немецко-фашистских войск». Следователи записали в шпионы и диверсанты всех немецких преподавателей, коллег и друзей Борхерта по его студенческой жизни в Германии, по работе в Москве, в том числе основателя и директора Баухауса Вальтера Гропиуса. Решением ОСО при НКВД СССР 15 января 1944 года Э. Борхерт был осужден и приговорен к 15 годам Исправительного трудового лагеря. Чудовищные обвинения и пережитые потрясения резко ухудшили его здоровье: 25 декабря 1944 года художник умер в Карагандинском ИТЛ «от недостатка сердечной деятельности» в возрасте 37 лет.

Близкие узнали о смерти Э. Борхерта лишь в 1962 году. Его жене удалось добиться реабилитации мужа только 18 лет спустя: 6 июля 1962 года определением Военного Трибунала Уральского военного округа Э. Борхерт посмертно реабилитирован и его честное имя было восстановлено.

Супруге Э.Борхерта, Софье Матвеевой, удалось организовать в 1962 году посмертную персональную выставку картин мужа в Центральном доме архитектора.

—————————————————————————

slide0007-1

Юрий Северухин (1936-2009)

Юрий Михайлович Северухин родился 17 апреля 1936 года в Каменске-Уральском. Занимался в изостудии Дворца культуры Синарского трубного завода у Ивана Сергеевича Грибова. Во время службы в армии обучался в студии военных художников, руководил которой Народный художник СССР Н.Н. Жуков. Окончил областные курсы художников-оформителей. Как театральный художник проходил стажировку в московских театрах.

С 1976 года и до самой смерти в 2009 году являлся председателем Городского творческого объединения, членом городского художественного совета.

Живописец, график, резчик по дереву. Работал в разных жанрах.

Творческие интересы Юрия Северухина поражают разносторонностью. Здесь и рисунки на остросоциальные темы, и пейзажные зарисовки, и портреты современников, и малая пластика.

Художник смотрит на мир влюблёнными глазами, восхищаясь причудливостью форм, отыскивая для себя даже в неприглядном какую-то красоту.

В раннем творчестве художник много времени уделил остросоциальной графике, которую публиковал в газетах «Красный боец», «Каменский рабочий».

Долгие годы связывало Ю. Северухина сотрудничество с театром. В начале творческого пути он проходил стажировку в московских театрах, затем работал главным художником в Каменск-Уральском театре драмы.

Самым главным для себя Юрий Михайлович считал портрет интересного человека. Средствами живописи не просто изображал лицо и руки, но и создавал атмосферу поэтичной углублённости.

Большое место в творчестве Ю. Северухина занимает пушкинская тема. Если в первых работах пушкинского цикла художник шёл от стихов великого поэта, то позже он строил свои сюжеты исходя из фактов жизни Пушкина, его времени. Выполнены эти работы в технике акварели и гуаши. Некоторые из них вошли в альбом «Мой Пушкин», изданный в 1999 году.

Почти параллельно с пушкинской темой развивалась тема русских сказок, результатом которой стала большая серия сказочных иллюстраций.

Дерево – едва ли не самое сильное увлечение художника. Здесь Северухин-филосов, Северухин-лирик ярче и очевиднее. Увлеченный естественной природной формой материала он искал свой пластический образ. Когда Юрий Михайлович не мог выразить себя в графическом листе, он брал в руки резец и дерево, чаще всего это оказывалась сосна. Для него хождения в лес не были только приятной прогулкой, но и раздумьями, очищением, как в Храме.

Юрий Михайлович был уверен, что творчество изначально несёт в себе оптимизм, а искусство – это мощный информационный канал, через который можно изучать историю человечества. Все свои мысли, мироощущение, отношение к происходящему он выражал не только в живописи, графике и дереве, но и в стихах. Недаром его называли «поэтом цвета и художником слова».

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 20 =